Версия для слабовидящих
Не забыты годы и беды расказачивания - Волжские Вести

Не забыты годы и беды расказачивания

24 января 1919 года — скорбная дата в истории России. В тот день появилась Директива Центрального комитета РКП о «расказачивании». Документ запустил маховик небывалых репрессий против целого сословия. В память о жертвах тех событий в сызранском храме в честь Всех Святых на территории Казачьего парка состоялся молебен.

Его провел настоятель храма о. Сергий Цымбалюк. Память погибших почтили заместитель главы города — руководитель аппарата администрации Алексей Романенко, председатель местной Думы Сергей Митко, атаман Сызранского станичного казачьего общества Владимир Рябцев, казаки.

Что же это за директива? Напомним историю. Казаки издавна охраняли южные рубежи России. В то же время жили вольно, богато. Имели свои земли, охотничьи угодья. Ловили рыбу. Революцию приняли достаточно спокойно, но к 1918 году разочаровались в большевиках. Стали выступать против них. В то время казацкое сословие было единственным в России, представлявшим реальную силу, а значит, угрозу Советской власти.

Вот этот документ из Гос-архива РФ. Под текстом стоит подпись Якова Свердлова. Директива адресована «ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах». Читаем: «Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью». «Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи». Кроме того, «конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится… и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам». И еще: «…Наркомзему разработать меры… по массовому переселению бедноты на казачьи земли». По подсчетам историков, в годы репрессий погибло до 5,6 млн человек.

Вроде бы давно это было, нас, ныне живущих, не касалось. А вот и нет! Среди сызранцев есть немало людей, чьи семьи не минули те страшные события.

— Моей бабушке тогда было шестнадцать лет. Семья жила в низовьях Дона, — рассказал Виктор Крупеня. — Бабушка вспоминала, как по реке плыли плоты с расстрелянными и порубленными казаками. И обязательно — с виселицами. Все очень боялись, прятали шашки, винтовки. Это был настоящий геноцид. Много лет спустя, когда у деда чистили колодец, мы нашли там эфес шашки и штык.

— Слава Богу, время изменилось, — отметил о. Сергий. — Но и сейчас порой мне приходится убеждать людей, что незнание истории приводит к деградации человека. И беде.

Не дать случиться подобному! По словам Владимира Рябцева, именно в этом казаки видят свою роль. В первую очередь — в работе с молодежью. А дух казачества сызранцы сохранили. Это показывает спецоперация. На сватовском направлении воюют трое наших казаков. К сожалению, ранее один погиб. Депутат Евгений Головинов не раз бывал в зоне СВО, виделся с ними.

— Они находятся на передовой. И, без преувеличения, как и их предки, служат настоящим щитом для страны, — сказал он.

Во время молебна в окна храма заглянуло полуденное солнце. Его лучи спустились к огонькам поминальных свечей. Словно для того, чтобы не прерывалась нить памяти.

Loading