Версия для слабовидящих
С Уральским хором - в родную Сызрань! - Волжские Вести

С Уральским хором — в родную Сызрань!

Сызранец Николай Зайцев в родном городе бывает редко. Гастроли, гастроли… График их напряженный. Но встретиться нам все-таки удалось. 29 сентября вместе со своим творческим коллективом Николай выступал на сцене драматического театра им. А. Н. Толстого. Здесь мы с ним и пообщались.

— Музыкой я увлекался с самого детства, — начал разговор Николай. — Бабушка и дедушка частенько исполняли народные песни. Причем старинные, давно многими забытые. Другие родственники тоже любили петь. Они приходили к нам в гости, рассаживались вокруг стола, беседовали, пили чай. И… начинались мелодии. Вместе со всеми подхватывал их и я.

Средняя школа. Уроки пения. Не знаю, как вы, дорогие читатели, а мы в свое время считали эти занятия несерьезными. Шумели на них, резвились. Педагога не слушали.

— У нас такого не было, — сказал Николай. — Учитель Анатолий Александрович Милованов умел пробудить интерес к предмету. Он сразу заметил, что я люблю петь. И посоветовал мне ходить на концерты Сызранского колледжа искусств. Я так и поступил.

Из воспоминаний преподавателя колледжа Веры Ивановны Рачковой: «В 2004 году к нам пришел незнакомый паренек и попросил разрешения присутствовать на уроке пения. После окончания занятий он сказал, что хотел бы поступить на отделение народного хора. Мы попросили его спеть. Он затянул: «То не ветер ветку клонит». Голосок был неуверенный, но многообещающий. И, действительно, талант Николая быстро развивался. Еще во время учебы он выступил с сольной программой на Всероссийском конкурсе «Роза ветров». А потом Николай окончил колледж и поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных».

В 2017 году ему предложили должность художественного руководителя Уральского государственного академического русского народного хора. Зайцев согласился. Переехал в Екатеринбург. И вот уже шесть лет колесит с гастролями по всему свету. Не забывая, конечно, про родное Поволжье.

Какое первое впечатление производит этот человек? Учтивый, вежливый, улыбчивый. Но за внешней мягкостью характера угадывается мощный стальной стержень. Для таких людей дисциплина превыше всего. Очень ценит время. Сразу сказал мне: мол, в 16 часов у нас репетиция, в 19 — концерт. Так что у вас на интервью 20 минут. И ни секундой больше.

 Но что можно узнать о герое будущего газетного материала за столь короткое время? Задать ему наивный вопрос: «Почему вы решили стать музыкантом?» А разве есть ответ? С тем же успехом можно просить поэта объяснить, зачем он пишет стихи. Таланту, вдохновению, поцелую Бога нет объяснения. Поэтому, записав в блокнотик возраст героя (34 года) и еще несколько отрывочных сведений, за главным автор данных строк отправилась на мастер-класс Зайцева, который он дал для студентов колледжа искусств и культуры им. О. Н. Носцовой. Чтобы писать о профессионале, надо видеть его работу. Иного способа для раскрытия темы нет.

Итак, художественный руководитель хора. Каковы его функции? Он дирижер? Нет. Хормейстер? Нет. Режиссер, художник по свету, балетмейстер? Нет. Тогда в чем его назначение? Вроде непонятно. Но вот я смотрю, как на импровизированную сцену выходит Николай, приветствует публику, потом поворачивается лицом к хору, взмахивает руками и… Ты понимаешь, что худрук обладает всеми перечисленными профессиями. Коллектив слушается его беспрекословно. Верит. И работает вместе с ним — так же добросовестно, честно, с полной отдачей. Сначала распевки, демонстрация возможностей артикуляционного аппарата. Потом — песня. Она накрывает могучей волной, сперва поглощая, а потом вознося высоко-высоко на гребень, куда-то к сияющим вершинам. Техника исполнения настолько филигранна, что это понятно даже несведущему зрителю. Вот это и есть профессионализм.

Замечаю, с каким восхищением смотрят на Николая Зайцева студенты колледжа. Вижу, что в зале присутствуют и педагоги вместе с директором Татьяной Алмаевой. Интересуюсь ее мнением.

— Николай — человек полета. Он гениален! Мы гордимся своим выпускником! — сказала Татьяна Васильевна.

Loading