Версия для слабовидящих
Он и травник, и актёр, и резчик по кости - Волжские Вести

Он и травник, и актёр, и резчик по кости

У младшего научного сотрудника краеведческого музея Александра Евграфова много увлечений. Некоторые из них появились еще в детстве.

Так, именно в те годы Саша начал собирать лекарственные травы. А причиной послужило вот что. Бабушка мальчика заболела. Медицинские препараты ей не помогали.

— И тут мой дядя, который жил в Ленинграде, присылает толстую старую книгу о разных лекарственных растениях. Я начал читать ее, рассматривать рисунки. Помню, очень заинтересовался свойствами подорожника. С того времени все и пошло. Кстати, бабушке мы тогда помогли, — рассказывает Александр.

С другим его хобби — на сей раз актерским — знакомы все, кто приходил на экскурсии в бывшую усадьбу М. Чернухина, где ныне расположен Выставочный зал музея. Туристам часто показывают здесь купеческий быт в лицах. Александр играет разные роли. То он дворник в фартуке и картузе: метет двор, открывает ворота гостям. То местный провизор в костюме тех лет. Рассказывает о состоянии здравоохранения в дореволюционной Сызрани. Случается, Александр примеряет на себя и мундир гусара, заскочившего к хозяину особняка на часок-другой. Тогда Евграфов показывает, как в ту эпоху  кавалергарды владели холодным оружием.

А еще Александр Вадимович занимается резьбой по кости. Право, это увлечение заслуживает того, чтобы рассказать о нем более подробно.

— У моего отца был друг. Звали его Николай Николаевич Прохоров. Он воевал. Дошел до Берлина, расписался на стене Рейхстага. Этот человек часто приходил к нам в гости. Однажды Николай Николаевич показал мне поделку из моржового клыка с нанесенной на нее гравировкой. И с улыбкой спросил: мол, слабо ли мне освоить это мастерство? Я ответил: «Конечно, нет». Никакого интереса к резьбе у меня тогда не было. Просто хотел доказать, что не хуже других, — улыбается Александр.

На тот момент паренек учился в шестом классе. Сколько лет прошло? Много. Когда конкретно, на каком этапе резьба увлекла Евграфова настолько, что он не расстается с этим занятием до сих пор? Ответить сложно. Все получилось незаметно. Вроде как и должно быть.

Александр показывает часть своих работ. Это вырезанные из кости фигурки разных животных. Похожие предметы находили при раскопках древних скифских курганов. Они служили своим владельцам украшениями и одновременно оберегами. Тоненькие, белые, ажурные поделки.

— Процесс непростой, — соглашается Евграфов. — Сначала надо сварить обычную коровью кость. Обрезать ее с обеих сторон, вынуть содержимое. И вновь варить в трех литрах воды с тремя ложками кальцинированной соды, пока кость не станет белой, блестящей. Вот тогда можно и за работу браться. Где сверлом пройтись, где надфилем. А потом маленькими стамесочками вроде резцов наносить рисунок.

Мой собеседник уточняет: дескать, перед тем как начинать перечисленные манипуляции, надо обязательно установить контакт с подготовленным материалом. Подержать его в руках. Посмотреть внимательно. Подумать. И — творить!

Loading