Версия для слабовидящих
Побывала на могиле прадеда в Беларуси - Волжские Вести

Побывала на могиле прадеда в Беларуси

Послезавтра — 22 июня. Восемьдесят два года назад началась Великая Отечественная война. Да, много лет прошло с тех пор. Но память о них всегда с нами.

Недавно в редакцию «Волжских Вестей» пришла наша читательница Татьяна Четверушкина. Она поделилась впечатлениями о своей поездке в Беларусь. Вместе с семьей женщина побывала там, чтобы поклониться могиле прадеда, погибшего на войне. Впрочем, обо всем по порядку.

Фёдор Николаевич Попков, прадед Татьяны, был председателем колхоза. Когда началась Великая Отечественная, он ушел на фронт, хотя и имел бронь. Сражался. Писал жене и троим деткам редкие письма. Успокаивал их. Говорил, что обязательно вернется. Но в феврале 1944-го погиб и был похоронен неподалеку от белорусской деревни Костеево.

Письма с войны, похоронка, фотография. Вот и все документы той поры, оставшиеся от Фёдора Николаевича. Татьяна видела, как бережно хранила их ее бабушка Евдокия. А с какой любовью она всегда вспоминала об отце! Но почему-то родные никогда не высказывали желания посетить место его захоронения. Возможно, не хотели будить в себе воспоминания. Или были и другие причины.

— Да и мне это тоже в голову не приходило, — признается Татьяна. — Но потом…

Что же произошло потом? Какие случились перемены? Трудно это объяснить. Только будучи уже замужней женщиной и мамой двух дочерей, Татьяна решила поехать на могилу прадеда. Но грянул ковид. Границы закрылись. Поездку пришлось отложить на три года. Она состоялась лишь в мае 2023-го.

— Вместе с мужем и дочкой мы приехали в агрогородок Бабиновичи Витебской области. Именно здесь, на высокой горе, и находится тот мемориал в честь погибших воинов, где похоронен мой прадедушка. Встретили нас прекрасно. Все организационные вопросы очень быстро решила председатель сельисполкома Ольга Петровна Моржеедова. Девятого мая мы приняли участие в шествии. Портрет прадеда несла моя младшая дочка. Это было незабываемо, — рассказывает Татьяна.

Перед тем как отправиться в Беларусь, она поехала в Балашейку, где когда-то жил Фёдор Николаевич. С места, где стоит его дом (сейчас в нем, конечно, живут другие люди), взяла пакет земли. Одну ее часть высыпала потом у надгробной плиты, на которой высечено имя прадеда. Другую — вдоль остальных плит. Наверняка кто-то из тех, кто лежит под ними, был нашим земляком. С разрешения местной администрации Татьяна укрепила на постаменте привезенную ею табличку со словами вечной благодарности всем защитникам Отечества, подарившим нам мир. Поставила здесь сызранка и металлическую вазу с кованой розой в ней. Затем вместе с дочкой Татьяна посадила цветы. Их она тоже привезла с малой родины прадедушки.

— После того как завершилось шествие, начался митинг, — вспоминает Татьяна. — Меня попросили выступить. Сначала я не могла говорить. У меня текли слезы, сильно билось сердце. А потом случилось нечто. Я почувствовала, что со всех сторон меня будто бы обнимают какие-то огромные, добрые силы. Наступило спокойствие, нашлись слова. Душа наполнилась радостью. Не передать, как это было прекрасно.

Местные жители вызвались проводить Татьяну до деревни Костеево, где погиб ее прадед. Пошла. Узнала, что от большого некогда поселения осталось всего два дома. Но зато природа вокруг! Загляденье. Уходящее к горизонту поле, зеленый лесочек. Тишина и красота. Очень трудно представить, что тут шли сражения, унесшие много жизней. Хозяйка одного из домов (ей 91 год) подтвердила: именно так все и происходило. Она очевидец. Бои здесь шли жестокие. Да, они давно отгремели. Но забыть их невозможно.

…Девятое мая. Вечер. Маленькая белорусская деревенька. Поле. Стоя у его края, Татьяна сказала то, что собиралась произнести давно: «Наконец-то я пришла к тебе на День Победы. Как обещала».

Loading