Версия для слабовидящих
В гостях - концептуальное искусство - Волжские Вести

В гостях — концептуальное искусство

В галерее «Наследие» открылась выставка «Между светом и тьмой» (12+) регионального отделения Союза художников России (СХР).

В ее открытии приняли участие кураторы проекта из Самары Дмитрий Мантров (он же возглавляет названное творческое объединение), Павел Пашкин (на фото) и Тарас Круглов.

Это не первая подобная выставка, призванная познакомить зрителя с актуальным современным искусством. Напомним, что в 2022 году большая экспозиция «Знаки, символы и мифы» демонстрировалась в Сызрани сразу на двух площадках — в галерее «Наследие» и в ЦБ им. Е. И. Аркадьева.

И вот новая тема. Премьера состоялась в конце прошлого года в галерее «Новое пространство» Самарской областной универсальной научной библиотеки. А теперь часть экспозиции переместилась в Сызрань: здесь представлено 57 работ 32 авторов. В основе проекта лежит идея дуализма сущего: день и ночь, свет и тьма, добро и зло, духовное и материальное. То есть художники своими выразительными средствами проиллюстрировали диалектический закон «Жизнь есть борьба противоположностей».

У авторов была полная свобода в выборе жанров и стилей: портрет, анималистика, архитектура, религия, историческая живопись, пейзаж, фантазия, абстракция, символизм, супрематизм… А объединяет все перечисленное многообразие идея новых подходов к отражению окружающего мира. Другими словами, это постмодернизм, который даже не пытается установить связь с реальностью, концептуальное искусство, представляющее собой чистый художественный жест.

Дмитрий Мантров, обращаясь к публике, отметил:

— Мы задумали предложить авторам достаточно демократичный формат, чтобы привлечь к участию и тех, кто не состоит в СХР, — свободных независимых художников. И задали новые ориентиры, укладывающиеся в понятие концептуального искусства. Выставком длился 6 часов — так много произведений представили живописцы и графики!

Не знаю даже, к счастью или сожалению, но ни одна работа сызранского художника не была отобрана на выставку. Все-таки наши мастера тяготеют к академизму, реалистическому искусству, находящему горячий отклик в сердцах местных ценителей прекрасного. Пожалуй, музыкальные выступления на вернисаже студентов колледжа искусств и культуры им. О. Н. Носцовой в фольклорном стиле (руководитель Ирина Утенкова) эмоционально несколько уравновесили художественный абстрактный экспрессионизм, авангард, сюрреализм…

Проанонсировали самарцы и следующие выставки из долгоиграющего проекта. Это «Небо в алмазах», где человек должен предстать со своим микро- и макрокосмосом. И «Рай на земле» — пейзажи Волги и Самарской Луки.

А далее гости провели экскурсию по экспозиции. Неоднозначное восприятие вызвала работа Тараса Круглова «Раскол Руси» (как, прочем, и многие другие произведения). На ней представлена имитация иконы «Троица» с вбитым посередине огромным металлическим гвоздем. И если рублевская «Троица», написанная в XV веке, является художественным совершенством, вершиной духовного творения человека, рукой которого водил не иначе как Сам Бог, то постмодернизм предлагает нам своеобразные симулякры (подобия), интерпретации того, что написано великими предшественниками.

Тем временем публика (а это была в основном молодежная аудитория) с любопытством знакомилась с экспозицией. Ведь каждая картина Натальи Рави, Андрея Мишагина, Марии Самойловой, Юлии Зубковой, Игоря Дония, Алексея Мельникова, Николая Кикина, Юлии Латышевой, Татьяны Гавриловой приглашает к рефлексии, будоражит мысль и предлагает свое толкование вечных вопросов.

Loading