Версия для слабовидящих
Сызранская икона восхитила тольяттинцев! - Волжские Вести

Вслед за Самарским областным художественным музеем выставка сызранской иконы из коллекции Александра Макарова открылась в Тольятти (0+). Произошло это 16 сентября в Поволжской академии образования и искусств имени Святителя Алексия и для жителей Автограда стало значительным и долгожданным культурным событием.

— Я ожидал увидеть нечто особенное, — говорил на церемонии открытия глава г. о. Тольятти Николай Ренц, — но реальность превзошла все ожидания! Моя искренняя признательность Александру Михайловичу Макарову за подвижнический труд! Вы собираете, восстанавливаете богатейшее культурное наследие наших предков и знакомите современников с ним, вкладывая в коллекционирование, кроме денег и времени, свою душу!

Открытие выставки в Тольятти планировалось еще год назад. Но очередная волна пандемии не позволила тогда реализовать этот проект. Может, и к лучшему! Ведь за прошедшее время коллекция нашего земляка пополнилась новыми работами. И теперь жители Автограда могут увидеть 80 икон сызранского письма.

Коллекция разместилась в музейно-выставочном комплексе академии. Она привлекла внимание не только преподавателей, студентов этого учебного заведения, но и широкой городской общественности. А на церемонии открытия в буквальном смысле слов некуда было упасть даже яблоку! И всех интересовало: что же такого особенного в образах сызранского письма?

Напомним и землякам, каким достоянием мы обладаем! Сызранские иконы создавались в период, когда преобладал академический стиль. Он освободил живопись от тех условий исполнения, которых требовала Восточная церковь. Однако местное иконотворчество донесло до наших дней образы «греческого письма», сохранившие классическую манеру древности. Данный метод основывался на соблюдении общих и незыблемых правил, передававшихся из поколения в поколение, что обеспечивало универсальность и единство стиля.

Иными словами, когда вследствие Петровских реформ по всей России доминирующим стилем в искусстве становился живописный (или «италианский»), сызранские богомазы сохраняли иконографический метод письма, завещанный предками.

Ректор академии протоиерей Димитрий Лескин не скрывал своей радости, обращаясь к коллегам и сызранским гостям:

— Сегодня на душе настоящий праздник! Ведь мы приобщаемся к сокровищнице, созданной на нашей волжской земле! Эти образы, писанные в прошлые века, связывают нас с великой и трагической историей России. У меня часто спрашивают: а место ли иконе в музее? Я считаю, что это нормально! Тогда музей освящается и становится храмом. Очень символично, что выставка сызранской иконы открывается в самом начале учебного года.

Александр Макаров признался, что ему было очень тяжело расставаться со своей коллекцией даже на непродолжительное время! Но он искренне считает, что это не его достояние, а всей России:

— Просто Господь избрал меня для реализации Своей воли! Лишь три года назад я начал собирать сызранскую икону. И сейчас у меня 80 святых образов. Что это? Конечно же, чудо! Хочу поблагодарить замечательного реставратора из Самары Николая Александровича Мостового: большинство икон из моей коллекции прошли через его руки настоящего мастера!

По окончании церемонии открытия выставки отец Марк и Александр Михайлович провели экскурсию по ней. Тольяттинцы с благоговением внимали каждому слову и не могли оторвать глаз от уникальных экспонатов.

Loading