Версия для слабовидящих
Как мы можем научить ребёнка говорить - Волжские Вести

Как мы можем научить ребёнка говорить

Все, у кого есть дети или кто работает с ними, знают, как сложен процесс развития, то есть физического и психического созревания ребенка, как велика в нем роль родителей.

Опасность, подстерегающая малыша, многолика. Не убережешь — и его развитие будет протекать с отклонениями от нормы. Расстройства речи могут оказаться легкими, не имеющими явных внешних признаков. Или же с минимальными проявлениями в виде искаженного произношения отдельных звуков. Вместе с тем такие расстройства могут иметь самые трагические последствия.

Ваш малыш растет. С каждым днем он все больше и больше включается в жизнь. Вот он останавливает глаза на вашем лице и внимательно, не мигая, как это умеют только дети, разглядывает его. Или смотрит на яркие игрушки, вещи в комнате, поворачивает голову на звук, тянется к чему-то, улыбается вам…

И вот на 2-3-м месяце наступает момент, когда ребенок должен говорить. Конечно, так не бывает, чтобы он сделал это сразу, то есть в один миг перешел от молчания к речи. Однако момент, знаменующий начало пути, все же существует. Это появление гуления, а затем лепета. И хотя в том, что издает ребенок, нет смысла, это не просто звуки, а звуки речи. Без них невозможен дальнейший путь, который приведет его затем к возможности общения.

На 9-10-м месяце жизни у малыша начинают формироваться понимание речи взрослых и первые простые слова, которые сосуществуют до полутора лет вместе с лепетом. Правда, он становится к этому времени качественно иным. Приобретает «мелодию», делается разнообразным по интонации, высоте звучания и т. д. Сами же слова воплощают наиболее интересное, ценное для ребенка. Прежде всего это «мама» и «папа». Дети начинают копить свой багаж слов именно с них. Неслучайно почти во всех языках мира они состоят из двух повторяющихся слогов, четких по звучанию и легких для произношения.

В 1,5-2 года у ребенка наступает период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Причем это происходит стремительно. Дело в том, что мозг ребенка в таком возрасте приспособлен к усвоению языка. Мозговые клетки малыша максимально готовы запоминать слова и правила их сложения во фразы. Очень важно в этот период обеспечить ребенку необходимый объем речи для подражания, чтобы она была правильной и красивой. Дети гениальны в освоении языка, этой сложнейшей системы абстрактных знаков, изобретенных человечеством в процессе эволюции его духовных ценностей.

Но, к сожалению, бывает и такое: ребенку пора говорить, а он молчит или начинает говорить плохо, неразборчиво. Его с трудом понимают даже родители. Дети начинают дразнить малыша или не общаются с ним.

Визит к логопеду может закончиться такими заключениями, как дизартрия, алалия, заикание, дислалия и т. д. Это речевые расстройства. Суть их и беда в том, что ребенок не может общаться нормально с окружающими людьми. К тому же без речи он не может полноценно развиваться умственно.

Наибольшую тревогу у родителей вызывает молчание ребенка. Почему он не говорит? Грамотные родители задаются этим вопросом уже тогда, когда замечают отсутствие гуления и лепета. Менее осведомленные спохватываются значительно позже, когда ребенок уже должен говорить слова и фразы.

Крайне важно раннее обнаружение аномалий речевого развития у детей. А затем — своевременное обращение к специалистам. Принятые необходимые меры способны вернуть ребенку полноценное развитие. И, напротив, опоздание может стать роковым. Расстройства речи, как правило, не выступают изолированно.

С самого рождения ребенка с ним необходимо много говорить. В эпоху смартфонозависимости мы все стали меньше общаться. Поэтому и речевая функция у детей развивается с задержкой. Говорите с ребенком как можно больше и чаще, обязательно умеренным темпом и внятно (не используйте беглую речь). Малыш должен четко слышать все звуки. Читайте ему сказки. Причем с выражением и разной интонацией. Описывайте ребенку происходящее вокруг. Важно понимать, что гаджеты не заменят людского общения. Даже напротив — они дают обратный эффект за счет фоновых звуков и чрезмерно яркой картинки, за которой ребенок не успевает следить, одновременно сопоставляя речь и вникая в нее. В этих случаях потребуется комплексная помощь медиков, логопедов, дефектологов, психиатров и психологов. Важно, что с любой причиной аномалии развития речи можно и нужно работать!

Л. ТРИФОНОВА, учитель-дефектолог ГКУЗ СО «Дом ребенка» г. Сызрани

Loading