Версия для слабовидящих
Тяжмашевский шлюз доставлен на Курскую АЭС - Волжские Вести

Тяжмашевский шлюз доставлен на Курскую АЭС

 «На строительную площадку первого энергоблока Курской АЭС-2 доставлен транспортный шлюз», — сообщается на сайте АО «ТЯЖМАШ».

Тот самый шлюз — с уникальной байонетной системой зацепления полотен, разработанной специалистами сызранского предприятия. В 2018 году эту конструкцию включили в Реестр инновационных решений Госкорпорации «Росатом». И приняли в качестве типовой для всех станций, строящихся в России и за рубежом.

Решение, без преувеличения, знаковое. В атомной отрасли внедрить новое оборудование непросто. Первостепенную роль здесь играет безопасность. Предпочтение отдается изделиям, доказавшим свою надежность. Транспортный шлюз служит барьером между реакторным залом АЭС и внешней средой. Через эту герметично запираемую с двух сторон камеру провозятся ядерное топливо, оборудование для строительства и эксплуатации станции.

— Шлюзы, которые мы делали поначалу, были сложными в настройке и эксплуатации. Они содержали много механизмов, обеспечивающих работоспособность и герметичность. При этом для ручного, резервного, привода требуются десять человек и уйма времени. Мы предложили уменьшить число исполнительных механизмов и обслуживающего их персонала, — сказал заместитель технического директора бизнес-единицы по оборудованию для атомной энергетики и грузоподъемным механизмам АО «ТЯЖМАШ», а также идейный вдохновитель проекта и его главный конструктор Сергей Дикарев.

Теперь запирание и отпирание полотен шлюза происходят при повороте байонетного кольца. В ручном режиме с задачей справляются два человека. А по времени процесс перемещения полотен и герметизации сократился на порядок. Для испытаний, за которыми наблюдали представители «Росатома» и заказчиков, заводчане изготовили модель шлюза в масштабе 1:2. Для демонстрации герметичности агрегат заполнили водой, подняли в нем давление до шести атмосфер и оставили на полчаса. За это время по контуру уплотнений не произошло ни одной протечки. Значит, и на АЭС «ни капли» гипотетически загрязненного воздуха не попадет в атмосферу.

Получив одобрение своей идеи, сызранцы продолжили ее реализацию: создали техпроект, отработали узлы и детали (в шлюзе весом 260 тонн их тысячи!), а также общую компановку изделия.

— Руководство завода нас поддерживало, — отметил Сергей Дикарев. — А это очень важно для командной работы. В итоге все сделали быстро — от проекта до готового изделия прошел год!

В чем еще преимущества новой технологии? Шлюз стал легче на сорок тонн! Подсчитайте стоимость металла, материальные и физические затраты на его обработку. Экономия получается внушительной! С точки зрения эксплуатации АЭС это меньшие нагрузки на ее несущую систему, а значит, вклад в безопасность станции.

Сегодня «ТЯЖМАШ» — единственный производитель подобного шлюза. Первый такой агрегат уже прибыл на Курскую АЭС-2 и ожидает пусконаладочных работ.

Loading