Версия для слабовидящих
Зуборезчик работает с особой точностью - Волжские Вести

АО «ТЯЖМАШ». Ремонтно-механический цех № 12. Приличную его часть занимает рабочее место зуборезчика Александра Маркова. И так — уже 45 лет!

Первое, на что я сразу обратила внимание, когда попала в царство Александра Михайловича, — чистота, порядок. Все заготовки и уже кондиционные детали аккуратно разложены по своим местам. На бетонном полу — ни капли масла.

— Когда еще студентом Сызранского машиностроительного техникума я пришел сюда, на практику к отцу, он первым делом дал мне тряпку, ведро и сказал: «Убирай». Порядок на рабочем месте — главное, — улыбнулся Александр Михайлович.

У отца, а Михаил Григорьевич Марков трудился на заводе с 1946 года, позже был председателем совета трудового коллектива, молодой специалист и набирался опыта. Вместе они проработали четверть века! В 27 лет Александр получил личное клеймо, знак «Мастер золотые руки» и путевку в Испанию. Ни за что такие награды не дают. Читаю в характеристике нашего героя: «Нарезает зубья различного профиля и шага на особо сложных деталях по шестой степени точности». Это значит, что нужно укладываться в допуск от 0 до 0,03 мм!

— Александр Михайлович выполняет очень сложные работы, — подтвердил мастер участка Владимир Башарин. — Когда запускаем новое оборудование, с ним советуются даже технологи из заводоуправления.

— От точности зависит многое. Потому и допуски вводятся жесткие, чтобы все работало идеально, — добавил Марков. — Заказы разные. Но все ответственные. Так что стараюсь над каждой деталью. Нельзя людей подводить.

Так же было и в сложные 1990-е. Тогда многие уходили с завода. А Марков нет. Говорит, что все ему нравилось. И сейчас повезло работать с ведущим инженером-технологом ремонтно-механического цеха Галиной Старкиной. Впрочем, это чувство у них взаимное.

— Да, в техбюро мы разрабатываем технологический процесс. Но бывают нюансы, связанные с настройкой оборудования, оснасткой для нарезки, — пояснила Галина Владимировна. — Детали у нас нестандартные, номенклатура оборудования большая. Оснастка разрабатывается под каждое изделие индивидуально. У Александра Михайловича огромный опыт. И он всегда готов им делиться.

Взять, к примеру, оборудование для атомщиков. Шестерни для них нарезают из сплава твердостью около тридцати единиц.

— Чтобы такой материал прострогать, приходится выбирать особые режимы, которые требуют дополнительных проходов, — сказал Александр Михайлович. — Отец всегда говорил: «Не стоит гнаться за количеством. На первом месте всегда должно быть качество: чистота обработки, точность. И никогда не нужно торопиться». Таким было его золотое правило.

Ему уже много лет следует сын. После того как все сделано, берет в руки специальный зубомер и проверяет качество работы. Это закон! Если надо определить те самые три сотки, есть другой инструмент — микрометр. И только после этого мастер ставит на бирке свое клеймо.

В ведении Александра Маркова восемь станков разного возраста. Один из них 1953 года выпуска! Но служит не хуже других. Просто надо ухаживать за оборудованием! Так считает наш герой. То же объясняет и своему ученику.

Александру Маркову 66 лет. Каких только наград у него нет! Но до сих пор каждые пять лет он сдает экзамены на профессионализм. Так что его личное клеймо «21» можно смело считать и знаком качества.

Loading