Версия для слабовидящих
Поэт увидел свет в Сызранском уезде - Волжские Вести

Судьбы разных российских писателей в те или иные периоды их жизни были связаны с нашим городом. Одним из них является Иван Иванович Дмитриев — поэт, реформатор русского языка. Да к тому же еще и видный государственный деятель своего времени!

Почему именно сегодня мне вспомнился этот достойный гражданин своего Отечества? Даты его рождения и кончины приходятся именно на такую осеннюю пору…

Родился Иван Иванович 10 сентября (21 — по н. ст.) 1760 года в селе Богородском Сызранского уезда. Основатель родового поместья потомственных дворян Дмитриевых — князь Семён Константинович. За многолетнюю исправную службу на благо государства он получил в подарок от Петра I земли под нашим городом. Основал несколько сел и деревень. А также Благовещенский мужской монастырь близ Кашпира. А на землях, лежавших севернее Сызрани, основал село Дмитриево. Спустя время наследники разделили его на два — Богородское и Троицкое. Позже их объединили под вторым названием. И ныне это Троицкое.

Отец нашего героя Иван Гаврилович Дмитриев был первым городничим в Сызрани (1780). И семья жила в городе. Она выезжала в родовое имение лишь на лето.

Семья крупного помещика вынуждена была покинуть Сызрань в связи с Пугачевским восстанием, охватившим Поволжье. Перебралась в Москву. А в 1774 году Ивана отправили в Петербург, в лейб-гвардии Семеновский полк. Там будущий реформатор русского языка минуты досуга посвящал изучению «правил поэзии» и стихотворству. Он знакомится с Н. М. Карамзиным и Г. Р. Державиным, под влиянием которых начинает поиск новых путей в литературе.

Друг и единомышленник Карамзина Иван Дмитриев сближает язык поэзии с разговорным, присущим образованному обществу, обращается к обыденному и повседневному, стремясь «приятно» выражать «обыкновенные мысли» и приучая читателей ценить в стихах прежде всего «тонкость» и остроумие. Он сознательно отдает предпочтение «низким», с точки зрения классицизма, жанрам — стихотворной сказке, басне, сатире, при этом существенно обновляя их. У Дмитриева на первый план выходит рассказчик — умный, ироничный, судящий обо всем как частное лицо, не обладающее истиной в последней инстанции. Это было ново и свежо.

Иван Иванович тяготится военной службой, поэтому часто испрашивает длительные отпуска, которые проводит в благодатных родных местах. В записках «Взгляд на мою жизнь» Дмитриев пишет: «Семьсот девяносто четвертый год был моим лучшим пиитическим годом. Я провел его в приволжском городке Сызрани… В ясное утро с первыми лучами солнца я переезжал реку Крымзу прямо против монастыря и, взобравшись на высокий берег, хаживал туда и сюда, без всякой цели, но везде наслаждался живописными видами… Потом спускался на Воложку или к заливу Волги. Потом выбирал из любого садка лучших стерлядей и привозил в ведре к семейному обеду. Потом клал на бумагу стихи, придуманные в моей прогулке».

В 1794 году И. И. Дмитриевым были написаны лучшие произведения: оды «Глас патриота…» и «Ермак», сатира «Чужой толк», сказка «Причудница».

В 1795-м выходит первый сборник стихов Дмитриева. Он назывался «И мои безделки» (вслед за карамзинскими «Моими безделками»). Кстати, эта дмитриевская книжка, по мнению исследователя Виктора Чумакова, знаменита еще и тем, что стала первым печатным изданием, в котором встречается буква «ё».

В следующем году увидел свет «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен». Это единственный в XVIII веке столь обширный сборник отечественных песен, откуда поэты еще долгие десятилетия черпали сюжеты, образы, лексику.

Иван Иванович Дмитриев создает совершенно иной тип оды, где остается незыблемый пафос любви к Отечеству, но исчезают многочисленные штампы, характерные для поэтов, подражавших Ломоносову. Кстати, именно по настоянию И. И. Дмитриева Иван Андреевич Крылов преодолел свое отвращение к басенному «роду» и вошел в историю литературы как самый известный баснописец.

Особая тема — Дмитриев и Пушкин. Юный русский гений под влиянием учителей и друзей относился к Ивану Ивановичу, годившемуся ему в деды, весьма почтительно. Став уже зрелым поэтом, посещал его в Москве, присылал свои книги. А Иван Иванович еще в лицейские годы Пушкина, заметив дарование юноши, с каждым годом все больше любил и ценил его. Вчитаемся в слова, которые Александр Сергеевич обращает своему визави: «Милостивый государь Иван Иванович, имев всегда счастье пользоваться благосклонностью Вашего превосходительства, осмеливаюсь ныне обратиться к Вам… В «Исторических записках» Вы говорите о Пугачеве — и, как очевидец, описали его смерть. Могу ли надеяться, что Вы… не откажетесь занять место между знаменитыми людьми, коих имена и свидетельства дадут цену моему труду, и позволите поместить собственные Ваши строки в одном из любопытнейших эпизодов царствования Великой Екатерины?..» Это было в 1833 году. А спустя два года Пушкин благодарит Дмитриева: «…Хроника моя обязана Вам яркой и живой страницей, за которую много будет мне прощено самыми строгими читателями».

С 1795 по 1893 год сочинения Дмитриева издавались семь раз. Следует также упомянуть, что Иван Иванович состоял членом Государственного совета (1810), был министром юстиции (1810-1814), председателем комиссии для пособия жителям Москвы, разоренным от пожара и неприятеля в ходе Отечественной войны 1812 года. Награжден чином действительного тайного советника, орденами Св. Александра Невского и Св. Владимира I степени.

Умер И. И. Дмитриев в Москве 3 (15) октября 1837 года. Похоронен на Донском кладбище.

Мы, потомки, считаем, что литературная жизнь Сызрани началась именно с Ивана Ивановича Дмитриева.

Loading