Версия для слабовидящих
На любых станках виртуозно трудится - Волжские Вести

У токаря ООО «Сельмаш» Ирины Черниковой свое- образный юбилей. В следующем месяце исполнится 40 лет с того момента, как она пришла работать на предприятие.

…Да, «Сельмаш» тогда выглядел по-другому. Огромная территория со своими поликлиникой, магазинами, отделением связи и прочими объектами соцкультбыта. Пять тысяч работающих. Многочисленные корпуса цехов. В один из них (под номером 15) и пришла летом 1984 года Ирина. ГПТУ-41, куда девушка поступила после школы, было у завода базовым. Учащиеся сначала практиковались на этом предприятии, а потом возвращались сюда на постоянную работу.

Такой путь проделала и моя героиня. Впрочем, это была еще не дорога, а лишь тропинка. И первые шаги по ней. Какими же они оказались?

— Непростыми. Не сразу у меня дело задалось. Случалось, плакала. Иногда думала из цеха убежать. А что вы хотели? Я же совсем девчонкой была! — улыбается Ирина Валентиновна.

Все так. Однако у этой девчонки имелся характер. А еще прекрасный наставник — Вера Павловна Лазарева. Она сразу разглядела в своей подопечной талант. И при случае говорила ей об этом, вселяя тем самым в ученицу спокойствие. Тогда Ирина не очень-то верила Лазаревой. Дескать, разве можно, зная человека всего несколько дней, определить его способности?

— А потом я убедилась, что это правда. У меня впоследствии тоже появились ученики. И я сразу видела, от кого будет толк. Все приходит с опытом, — говорит Черникова.

Она универсальный специалист. Виртуоз. Работает на всех станках, имеющихся в цехе: токарных, сверлильных, фрезерных. Начальник участка Вера Бахмистерова утверждает, что в один ряд с Черниковой встанут лишь очень немногие профессионалы. Буквально единицы. Вот шлифовка деталей. Есть такая операция. На специальном станке это сделает любой  шлифовщик. Но вот на токарном, да так, чтобы поверхность изделия была зеркальной, кроме Ирины, не осилит, пожалуй, никто. Дело тут не только в том, что у нее высший разряд и большой производственный стаж. В рассказе об Ирине Валентиновне не обойтись без слов «чутье», «особый дар», «редкая работоспособность».То есть всех тех качеств, которые выделяют станочника на особицу. И которые еще давным-давно рассмотрела в Черниковой ее наставник Вера Павловна.

Автор данных строк тоже лет …дцать назад трудилась на «Сельмаше» (тогда на предприятии выходила многотиражная газета «Комбайн»). Так что мы с  Ириной нашли много тем для разговора. Вспомнили, каким был завод раньше. И сравнили его процветание с той тяжелой ситуацией, которую он переживал в 90-е годы.

К чему сейчас говорю об этом? К тому, что Черникова могла в ту пору уйти с завода. С ее-то квалификацией можно было продолжать неплохо зарабатывать на другом предприятии, а не ждать, когда дадут получку и будет ли она вообще.

— Но я никогда не представляла себя на другом месте. У нас очень хороший коллектив. Тут для меня все родное, — произносит Ирина Валентиновна.

Показывает свой станок, объясняет, что сегодня делает торцевание деталей. Говорит это и меняется на глазах. Становится очень оживленной. Вот что значит любимая стихия!

Кстати, о станке. Раньше, когда Ирина уходила в отпуск, на нем работала ее напарница. Потом она отказалась это делать. Сказала, что не получается. Мол, станок ее не принимает.

— Не подумайте, что это выдумки. Так оно и есть. Оборудование, заготовки — не железяки какие-то. У них тоже своя энергетика имеется, — уверена Ирина.

С ней интересно общаться. Приятно видеть человека, счастливого во всех отношениях. Крепкая семья, любящий муж, состоявшиеся дети. Двое внуков. И работа, которая для моей героини стала предметом трудовой гордости.

Loading