Версия для слабовидящих
…И всё это - в русских народных традициях - Волжские Вести

…И всё это — в русских народных традициях

Вот уже девять лет реализуется совместный проект сызранского музея и Самарской региональной общественной организации культурно-исторических связей «Наследие наций». За это время в краеведческом прошел ряд выставок-презентаций, рассказывающих о народностях Поволжья.

Очередное такое мероприятие под названием «Живые истоки России» (0+) состоялось в среду, 23 марта. На сей раз речь шла о самой многочисленной этнической группе. Это, конечно же, русские. Вели увлекательный разговор научные сотрудники музея Светлана Голочалова и Нэлла Серкова.

Но сначала слово предоставили руководителю Управления культуры Ольге Дидык.

— За годы действия проекта сызранцы узнали много нового о традициях этносов, населяющих наш край, — сказала, обращаясь к посетителям, Ольга Витальевна. — Как вы знаете, 2022-й объявлен Годом культурного наследия. Значит, выставка, которая открывается сегодня, приобретает особую актуальность. Думаю, что она будет очень востребована. Желаю ей успеха!

Немного отвлечемся от основной темы. Напомним: в следующем году краеведческому музею исполнится 100 лет. Об этом, пользуясь случаем, говорили почетные гости выставки: заместитель председателя правления ООО «Земский  банк» Алексей Балмасов и представитель организации «Наследие наций» Николай Плаксиенко.

Но вернемся к выставке.  Как обойтись на ней без рассказа о национальном костюме? Ведущие попросили зрителей назвать самую узнаваемую вещь в одежде русичей.

— Кокошник! — выкрикнули из зала.

А вот и нет! Оказывается, это сарафан. Данное слово имеет персидские корни и означает «одетый с головы до ног». И вот что любопытно: сарафан раньше был мужским нарядом. В женский гардероб он перекочевал только в XVI веке. В каждой российской губернии была своя мода на сарафаны. Их носили женщины любых сословий — от крестьянок до боярынь.

Сотрудницы музея продемонстрировали коллекцию сарафанов. Горделивыми лебедушками плыли они под музыку по залу, восхищая публику и покроем этой старинной одежды, и ее красками. А как гармонично смотрелись на головах манекенщиц цветочные венки!

Устное творчество. Фольк-лор. И вот уже на импровизированной сцене выстраиваются полукругом студенты колледжа искусств им. О. Н. Носцовой во главе с преподавателем Ириной Утенковой.

— Пойте народные песни! — улыбнулась Ирина Петровна. — В них то, что остается на века!

И хор грянул. А потом к нему присоединились и остальные участники выставки. Все вместе исполняли  и «Валенки», и «Дубинушку», и «Ах вы, сени, мои сени».

Затем вспомнили о народных музыкальных инструментах: трещотках, рожках, свирелях. И, конечно, ложках. Раздали их желающим. Попросили попробовать сыграть. Получилось!

В зале присутствовал еще один почетный гость — Виктор Табаков. Газета «Волжские Вести» писала о нем. Виктор — гусляр. Он не только играет на гуслях, но и сам их изготавливает. Древний, очень древний инструмент! Почему-то даже от одного его вида сразу вспоминаются былинные герои. А уж когда гусли звучат!

Виктор исполнил одну мелодию. Она лилась широкой волной — полной, глубокой, насыщенной. Ласковой и грустной. Нет, слова бессильны. Это надо слышать.

Кстати, на каждой выставке есть традиция вплетать в венок дружбы очередную ленту. Это правило не было нарушено и на сей раз.

Loading