Учит школьников быть настоящими людьми » Волжские Вести

Версия для слабовидящих

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
» » Учит школьников быть настоящими людьми
Регистрация
Актуально
Все новости
Популярное
Архив газеты
№15 от 26.02.2021

Все номера
Фоторепортаж
Набережная

Финал Кубка России по синхронному катанию на коньках

Возложение цветов в честь 23 февраля


Все фоторепортажи
Календарь
«    Февраль 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
0

Учит школьников быть настоящими людьми

Автор: redaktorкатегория: Образованиедата: 19-02-2021, 11:18
Дед Александра Храмова был кузнецом. Он творил с металлом чудеса. Люди глаз не могли оторвать от его работы. Приходили в кузницу и просто смотрели.
- И я там находился чуть ли не постоянно. Сперва глазел. Потом начал помогать. А когда повзрослел, стал молотобойцем. Конечно, только благодаря деду, - рассказывает Александр Михайлович.
Своим отцом он тоже восхищался. Батя из дубовых досок сделал стол, какого в их деревне никто раньше не видывал. В середину его, в специальное углубление, мастер положил яркий цветастый полушалок. Сверху эта дизайнерская находка была накрыта стеклом. Стол, как и кузница, также стал своеобразным магнитом для сельчан. 
- Я гордился отцом. Он был фронтовиком. Вернулся с войны израненным, часто болел. Но создавал такую красоту! Очень хотелось мне походить на отца, - признается мой собеседник.
Но ни кузнецом, ни столяром Александр Храмов не стал. Из него получился прекрасный учитель истории и обществознания. Вот уже 20 лет он преподает эти предметы в СОШ № 3.
Почему я сказала «прекрасный»? Александр Михайлович меня не учил. Значит, права давать оценку его профессиональному уровню я не имею. Все так. Однако… 
Более десяти лет назад Храмов организовал школьный кружок «Кустари». Девочки здесь шьют сарафаны и кокошники. Подобные наряды носили в XVI-XVII веках. Мальчики плетут кольчуги, шлемы, изготавливают щиты - аналогичные тем, что применялись в Средневековье. В процессе этой совместной работы учитель сообщает своим подопечным много дополнительных сведений. 
Надо видеть, как ребята слушают Александра Михайловича! Прямо впитывают его слова. И немудрено. Любой бы заслушался. 
- Вот представьте, - говорит он оживленно. - Степь, вечер. Дружина, возвращаясь из похода, останавливается на отдых. Посреди пустой местности мгновенно возникают костры. У коней появляется загон. Начинает работу кузница. А как же без нее? Надо и доспехи подлатать, и лошадей перековать. Кузня у русичей была разборная. Почти такая же, какая есть у нас в кружке.
- Да? А где она? - вот слова, которые вылетают прежде, чем успеваешь подумать. 
И ты, взрослый человек, уже кружишь по кабинету, отыскивая прототип той древней кузницы, что дымилась когда-то в сердцевине осенней вечерней степи во времена, когда мир был юным. 

В помещении, где проходят занятия «Кустарей», есть и многое другое, на что стоит взглянуть. Девятиклассники Игорь Пахомов и Кирилл Манаськин (кстати, они ходят в кружок уже четыре года) надевают на себя собственноручно изготовленное боевое облачение. Каждая кольчуга весит 30 кг.

- Теперь вы понимаете, что исторические фильмы, где показывают пирующих за столом воинов в таких доспехах, не более чем глупость? Этот «наряд» - для битвы, не для отдыха. В нем не попируешь, - замечает учитель.
Далее тоже ненавязчиво, как бы мимоходом, следует информация, что кольчуга ценилась очень высоко. Стоила она как две деревни. Недешев был и шлем. Его носили не только мужчины. Женщины ведь тоже воевали. Вот представьте… 
И перед глазами невольно возникала очередная картинка. 
Обращаю внимание, что в кабинете есть вещи, к Средневековью никакого отношения не имеющие. Старые самовар, утюг, подсвечник… Зачем они тут? Александр Михайлович объяснил, что историю можно изучать и через такие предметы. Показал деревянный комплект на подставке - медведь и бочонок меда. Восхищенно заметил: какой, мол, замечательный мастер потрудился над этой парочкой! 
И тут я поняла, что наследие, заложенное в Храмова отцом и дедом, никуда не делось. Оно просто обрело другую форму. 
В «Кустарях» занимаются 30 человек. Разумеется, поговорить с большинством из них в период пандемии невозможно. Пришлось ограничиться беседой только с несколькими ребятами. Они сказали, что в кружке им не просто интересно. Александр Михайлович учит их смелости, трудолюбию, взаимовыручке. То есть быть мужчинами. Это важно для жизни. Куда важнее, чем целыми днями сидеть в компьютере или телефоне. 
…Да, Александр Михайлович Храмов не был моим учителем. Но утверждаю: он прекрасный педагог. Достаточно увидеть отношение к нему учеников. И вообще, у влюбленных в свою профессию особая энергетика. Поверьте, она чувствуется сразу.


Ирина ПРАВДИНА

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.