«Хранители» рассказали о культуре старообрядцев » Волжские Вести
» » «Хранители» рассказали о культуре старообрядцев
Регистрация
Актуально
Все новости
Популярное
Архив газеты
14 от 21.02.2020
Все номера
Фоторепортаж
Возложение цветов в честь 23 февраля


День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества


Лыжня России в Сызрани
Все фоторепортажи
Календарь
«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 
0

«Хранители» рассказали о культуре старообрядцев

Автор: administratorкатегория: Культурадата: 7-02-2020, 13:25
В краеведческом музее нашего города открылась передвижная фотовыставка «Хранители», посвященная 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума - идеолога и наиболее видного деятеля старообрядчества в период его возникновения. Этот священник за свою религиозную деятельность был сослан, заточен в тюрьму и в итоге казнен.
Такая тема, конечно же, не может оставить равнодушными жителей Сызрани. Ведь общеизвестно, что наш город был крупным центром старообрядчества с XVIII века и вплоть до революции 1917 года. Но подробнее об этом - чуть ниже.
Проект передвижной выставки был поддержан Фондом президентских грантов. Ее устроителями стали некоммерческая организация «Сфера» и старообрядческая община г. Кирова. В экспозиции представлены фотографии двух авторов - Евгения Туманова и Сергея Тригубенко. Первый из них увлекся темой староверов с 2007 года, когда участвовал в съемках Великорецкого крестного хода в Кировской области. Евгений стремится через документальную информативность, присущую любой его фотографии, создать художественный образ. Зрители ценят прежде всего самодостаточность каждого его снимка, будь то портрет, пейзаж или жанровая композиция. Увлеченность такой темой своего коллеги пробудила интерес к старообрядцам и у Сергея Тригубенко, который связывает с данным феноменом символический способ донести до зрителей утерянные и искаженные истины русского православия, его культуру и историю.
В авторских фотографиях отражены лица древлеправославных христиан, которые, проживая рядом с нами, имеют ряд отличительных черт. К примеру, таких: религиозное сознание, уважение к окружающим, трудолюбие, высокие семейные и нравственные ценности. Ведь все это так важно и для современного общества!
Куратор выставки Михаил Терентьев (он из Костромы) не только представил фотоработы, но еще и познакомил участников вернисажа с традициями крюкового пения старообрядцев, вызвав тем самым искреннюю признательность публики. 
Не остались в стороне и представители данного направления православия из числа сызранцев. Община под управлением священноиерея Сергия дополнила фотоэкспозицию предметами. В стеллажах разместили старинные иконы сызранского письма, меднолитые кресты и складни, богослужебные книги, облачение церковников, бытовые вещи ревнителей старой веры. 
История Сызрани, действительно, неразрывно связана со старообрядчеством. Практически все купечество придерживалось веры своих отцов, дедов и прадедов. Кстати, местные предприниматели жертвовали большую милостыню Иргизским скитам староверов. Одним из известнейших уроженцев Сызрани был Пётр Иванович Леднёв (родной брат городского головы Алексея Ивановича Леднёва). Его больше знали как лидера российского старообрядчества Павла Прусского. В 1848 году на средства общины он был направлен в Пруссию (отсюда его именование). Там Павел организовал Войновский старообрядческий монастырь и возглавлял его долгие годы. К концу жизни наш земляк пришел к направлению, которое именовалось единоверием.
В начале XX века наш город украшали два старообрядческих храма. Один - в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского, его построили крупные мукомолы Пережогины, принадлежавшие к поморской общине беспоповцев. Ныне это здание в опрощенном виде принадлежит ОАО «Сызраньгаз». А Крестовоздвиженский храм возвела белокриницкая община Древлеправославной церкви (позади филиала СамГТУ). Еще был Никольский единоверческий (в пер. Достоевского, рядом с отделением ПФР), в годы советской власти там размещался стекольный завод, после пожара здание не восстанавливали. 
Ну и, конечно же, должна быть упомянута Сызранская школа иконописи! Современные исследователи, и прежде всего Андрей Кириков, выяснили, что ее влияние распространялось на всю Среднюю Волгу. И даже столичные художники копировали наших мастеров, потому что заказчики требовали иконы в «сызранской манере». 
Для сохранения культурного кода нации следует изучать, чтить и сохранять традиции наших предшественников. Выставка «Хранители» как раз этому и способствует. Она будет работать до 2 марта (0+).
Елена Мочалова

Другие новости по теме:

  • ДШИ получат особый статусВ четверг, 4 июля, в ходе командировки в Москву губернатор Самарской области Дмитрий Азаров провел очередное (пятое) заседание рабочей группы Госсовета по культуре. Руководство профильного
  • Ольга Гальцова: «Ни одно обращение не остается без внимания»19 и 20 июня 2019 года в Сызрани прошел личный прием Уполномоченного по правам человека в Самарской области Ольги Гальцовой, на который обратились более 80 человек, в том числе и инициативные группы
  • «Я вдаль гляжу и вижу…»Держу в руках фото шестидесятых годов прошлого века. На нем запечатлен симпатичный юноша в курсантской форме. Открытое лицо, красивые глаза и волосы.
  • С Днём семьи, любви и верности!Уважаемые сызранцы! Примите самые теплые поздравления с Днем семьи, любви и верности! Семья, построенная на взаимной любви, ответственности и преданности друг другу, всегда была и остается основой
  • Сызрань названа неофициальной детской столицей всей страны!Представители 37 муниципалитетов разных регионов России - от Белгорода до Ханты-Мансийского АО - встретились в Сызрани, чтобы обменяться опытом работы, направленной на поддержку семьи и детства,
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.