По берегам и мостам Крымзы » Волжские Вести

Версия для слабовидящих

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
» » По берегам и мостам Крымзы
Регистрация
Актуально
Все новости
Популярное
Архив газеты
№27 от 13.04.2021 года

Все номера
Фоторепортаж
Финал Кубка и первенство России

Набережная

Финал Кубка России по синхронному катанию на коньках

Все фоторепортажи
Календарь
«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
0

По берегам и мостам Крымзы

Автор: administratorкатегория: Город и людидата: 29-10-2019, 09:16

В погожий октябрьский денек группа исследователей сызранского общественного клуба «Краеведческие записки» отправилась в экспедицию по берегам Крымзы. 

Свое начало эта река берет в родниках Балашейского лесничества, бьющих из слоистых песчаников и конгломератов, слагающих склоны неглубокого оврага, на 1,5 км юго-восточнее поселка Дружба. Ранее там шумела зеленая дубрава, истоки Крымзы были полноводными. А сейчас по степным безлесным пространствам течет «большой ручей», в который впадают 11 притоков.

В былые времена берега Крымзы делили между собой князья Трубецкие, графы Мусины-Пушкины и Сызрань. По мнению ученых, название реки в своей основе связано с крымскими татарами (крымзой). Они активизировали свою деятельность в Среднем Поволжье в первой половине XVI века. Именно тогда в Казани укрепилась крымская династия. 

Берега реки соединяют множество переправ. К примеру, просто спиленное дерево. Или доски, перекинутые через русло. Или опять же деревянные настилы. Но есть и несколько добротных бетонных автотранспортных мостов. Имеется даже один железнодорожный. И, наконец, встречаются необычные для нашей местности висячие мосты. Да, на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга их два. Находятся эти экзотические инженерные сооружения за вертолетным училищем.

Обычно висячие мосты применяют там, где невозможно или опасно установить промежуточные опоры: в судоходных местах, над горными ущельями или реками с сильным течением. Одно из таких условий и стало причиной строительства на Крымзе переправ этого вида. Несмотря на то что река небольшая, ее сильное течение в половодье размывает берега и сносит небольшие мосты. 

Один висячий пешеходный мост соединяет улицы Загорскую и 1-ю Загорскую. Его длинный пролет надежно закреплен на мощных металлических опорах, установленных на берегах реки. За долгое время службы несущая конструкция моста проржавела, а доски на пешеходной части прогнили. В январе этого года его капитально отремонтировали, теперь по безопасному переходу местные мальчишки лихо гоняют на велосипедах. 

А на висячем мосту, устроенном ниже по течению реки, у спуска с 4-й Мурманской улицы, равновесие трудно сохранять и в безветренную погоду. При переходе по его раскачивающемуся настилу испытываешь необыкновенные, захватывающие эмоции: смесь страха с восторгом. Несмотря на то что деревянное перекрытие практически касается поверхности воды, такое впечатление, что под тобой пропасть. А с деревьев опадают желтые листья. Лесная сказка!

Устроены здесь переправы и для машин. Один автомобильный мост находится между подвесными, а второй (ниже по течению) - у въезда в плодопитомник. Для этого вдоль русла положили по две огромные металлические трубы. Через них проложены настилы, выдерживающие вес грузовиков.

Практически от каждой дачи есть спуск к реке, где на берегу устроены деревянные мостки. Раньше с них хозяйки полоскали белье. Сейчас на мостках дачники устанавливают моторы, которыми качают воду из реки для полива своих посадок. Один такой спуск, обустроенный настоящей металлической лестницей, начинается у калитки жилого дома № 1а на улице 1-й Загорской. Возле нее исследователи познакомились с хозяйкой. Любовь Ивановна Щипанова шестьдесят лет из своих семидесяти восьми живет здесь. Около половины этого срока она проработала крановщицей в АО «ТЯЖМАШ». Любовь Ивановна очень рада тому, что два десятка лет назад в дома на их улице провели природный газ, а в прошлом году у соседнего дома устроили колонку. До того за водой приходилось топать с коромыслом на другой берег Крымзы. Поэтому стирка и полоскание белья с мостков ей хорошо знакомы. Этим приятным знакомством и закончились в тот день исследования клуба «Краеведческие записки». Надеемся, что такие познавательные экспедиции будут продолжаться!


Н. Серкова,

заведующая научно-исследовательским отделом МБУ «Краеведческий музей г. о. Сызрань»

Другие новости по теме:

  • Сызранской ГЭС исполняется девяносто летИстория проектирования и строительства Сызранской ГЭС - это летопись первых шагов отечественной гидро-энергетики. Технические решения, примененные при ее сооружении, считаются классическими и вошли в
  • Новокашпирский готовится отметить 100-летиеТак уж устроен мир, что в нем нет ничего вечного. Все когда-то зарождается, получает развитие, а потом приходит в упадок, отмирает. А на смену приходит что-то новое. Так случилось и с шахтерским
  • Сызрань в эпоху модернизации: последняя треть XIX века - 1917 г.На рубеже XIX и XX вв. промышленность в России представляла собой самую передовую и быстро развивающуюся отрасль отечественной экономики. За период с 1885 по 1913 г. объем продукции в стране
  • Начнём проект с лестницы у «Центрального»Клуб «Краеведческие записки» открывает новый исследовательский проект «Лестницы Сызрани» и предлагает горожанам принять в нем участие.
  • Сызрани 336 лет: страницы историиПриближается 336-летняя годовщина со дня рождения нашей Сызрани. Город, срубленный как военная крепость для защиты рубежей развивающегося государства, и в последующие эпохи приносил несомненную
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.