Сызрань в эпоху модернизации: последняя треть XIX века - 1917 г. » Волжские Вести
» » Сызрань в эпоху модернизации: последняя треть XIX века - 1917 г.
Регистрация
Актуально
Все новости
Популярное
Архив газеты
21 от 24.03.2020
Все номера
Фоторепортаж
Финал Кубка России по синхронному катанию на коньках

Возложение цветов в честь 23 февраля


День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества


Все фоторепортажи
Календарь
«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
0

Сызрань в эпоху модернизации: последняя треть XIX века - 1917 г.

Автор: Редакторкатегория: Город и людидата: 16-08-2019, 13:22
На рубеже XIX и XX вв. промышленность в России представляла собой самую передовую и быстро развивающуюся отрасль отечественной экономики. За период с 1885 по 1913 г. объем продукции в стране увеличился впятеро. И на протяжении 50 лет подряд (отправной точкой считается год отмены крепостного права - 1861-й) длился непрерывный подъем экономики - в среднем рост составлял 5,72 процента в год. Конкретный вклад в эти позитивные процессы вносили своим трудом и сызранские предприниматели. 
Особую динамику местной экономике придает строительство железной дороги, которая приходит в Сызрань в 1874 году. Вскоре (1880) запускается в эксплуатацию Александровский мост через Волгу в районе Батраков, соединивший Европу и Азию. В то время он занимал по длине 1-е место в Европе и 6-е в мире и составлял 1 версту 195 сажен (1439,1 м). А к концу столетия через город уже проходило три линии железной дороги: Сызрано-Вяземская, Самаро-Златоустовская, Московско-Казанская.
Строительство чугунки способствовало росту предприятий. Так, в 1874 году на берегу Волги, в нескольких километрах от Сызрани, дворяне Воейковы поставили первый русский асфальтовый завод. Его продукцию возили в Симбирск на заливку пешеходных дорожек вокруг Карамзинского сквера, в Петербург, Москву, в том числе - на устройство тротуаров у храма Христа Спасителя.
В 80-х годах в Сызрани открываются предприятия металлообрабатывающей промышленности: заводы гвоздильный Гусева и чугунолитейный, ремонтно-механическая мастерская сельскохозяйственного склада уездного земства. В 1897 году на берегу Волги купец А. Н. Ашанин открывает лесопилку. На ее базе позднее вырос завод «Сызраньсельмаш».
Небезызвестный Нобель поставил близ города резервуары для хранения нефти. Потому и цены на топливо в здешних местах были относительно низкими, что приносило несомненную выгоду предпринимателям.
«Хозяевами жизни» в Сызрани были в ту пору купцы-мукомолы. Этапным для них стал 1893 год. Правительством России вводится новый хлебный тариф, отчего переработка зерна на месте сделалась очень выгодной. Лучше всех из сызранских купцов благоприятной ситуацией воспользовался Иван Иванович Пережогин. В 1895 году на берегу Воложки он построил первую в городе вальцовую мельницу, которая значительно превосходила по мощности водяную. Она стала самой производительной не только в Сызрани, но и во всей Симбирской губернии. К сожалению, это здание не так давно было разобрано новыми хозяевами (как говорят, они москвичи).
К началу XX века Сызрань занимала 4-е место в России по переработке зерна, уступая лишь губернским центрам - Нижнему Новгороду, Самаре, Саратову. На рубеже веков в городе было около двух десятков промышленных предприятий. Их годовая выработка доходила до 720 тысяч рублей, а в отдельные годы она оказывалась гораздо больше, чем в губернском Симбирске.
С появлением капиталистических отношений активно развивается рыночная инфраструктура. Открываются торговые дома, банковские, кредитные учреждения, товарная биржа, страховые общества.
В 1897 году Сызрань была самым крупным уездным городом России. Здесь проживало более 32 тысяч человек.
В 70-е годы XIX века в Сызрани начало функционировать городское самоуправление. Благодаря ему проходили работы по благоустройству территории, возводились новые здания под общественные нужды, принимались решения по организации местной жизни. Так, в 1886 году в городе начинает действовать самотечный водопровод общей протяженностью 12 км. Он был проложен по дну р. Крымзы от раменских источников. А в следующем году появляется 250 керосиновых фонарей, освещавших городские улицы. В 1901 году на Красной Горке учащиеся местных училищ и гимназий высадили Александровский сад (ныне Парк культуры и отдыха им. Горького).
Не прошли мимо Сызрани военные и революционные события начала XX века, которые потрясли Россию. В связи с прокладкой железной дороги в городе стали дислоцироваться армейские части. Место для них было отведено к северу от полотна железной дороги. В разгар Русско-японской войны, в 1904 году, также за железнодорожной линией устроен сборный пункт. Это послужило поводом для визита в Сызрань императора Николая II. Он приехал воодушевить части, отправлявшиеся на непопулярную в народе войну. 
В годы Первой русской революции особую активность проявляли в городе социал-демократы и эсеры. Апофеозом беспорядков стали похороны в мае 1906 года депутата I Государственной Думы от крестьян Сызранского уезда Андрея Павловича Андреянова. И только страшный пожар 5 (18 по н. ст.) июля 1906 года положил конец революционным событиям в городе. Стихийное бедствие подорвало благополучие граждан и экономику Сызрани. Пожирающим пламенем огня было уничтожено 126 кварталов с 5500 зарегистрированными постройками. Сохранились лишь беднейший район города Засызран (река преградила путь разбушевавшейся стихии) и Новая Линия. На ул. Большой уцелели отдельные каменные здания. Убытки составили примерно 18 млн рублей. Только по официальным данным, погибло около 900 человек. На ликвидацию последствий пожара правительством было выделено 1,5 млн рублей. Еще более 370 тысяч рублей поступило в виде пожертвований от граждан России, в том числе от самодержца, а также от органов местного самоуправления, различных организаций.
Для восстановления города специалисты приглашались из различных мест. Именно в эти годы в Сызрани появились прекрасные образцы деревянного зодчества, многие десятилетия украшавшие ее внешний облик.
После пожара на Большой улице были возведены общественный банк с ломбардом (ныне здание суда), первая женская гимназия (филиал СамГТУ), торговый дом «Пермяковой сыновья» (почта и другие учреждения), на ул. Ильинской (Интернациональной) - земская аптека. Данные сооружения и сегодня радуют глаз сызранцев и гостей города. Как и изысканные купеческие особняки, построенные в это же время по проектам местных архитекторов Зеленина, Щербакова, Хворынского. И нынешний облик центра города соответствует тому, который он обрел в период с 1906 по 1914 г. Можно с уверенностью сказать, что Сызрань имеет свое неповторимое лицо.
С началом Первой мировой войны сызранцы отправлялись на ее фронты, были организованы торжественные проводы Усть-Двинского и Бугульминского полков. Значительно изменилась жизнь и в самом городе. Население его резко увеличилось за счет эвакуированных и беженцев и достигло 75 тысяч человек. В развернувшихся лазаретах ежедневно проходили лечение порядка семисот раненых воинов. Население направляло на фронт теплые вещи и значительные денежные пожертвования. Оказывалась помощь семьям призванных на войну. На станции Сызрань I был развернут питательный пункт для беженцев. А городское общество взаимного кредита ассигновало в пользу несчастных, пострадавших от боевых действий, 6 тысяч рублей.
Описываемый нами период характеризуется и всесторонним развитием культуры. Так, первая публичная библиотека открывается в городе в 1873 году. Появляется театр. Первое упоминание о нем относится к 1877-му. Местные типографии осваивают книгопечатание. На рубеже веков по темпам и объемам полиграфического производства Сызрань занимала 4-е место в Среднем Поволжье, сразу же после губернских центров - Самары, Симбирска, Пензы. В 1900-х годах в городе появляются первые биоскопы - так тогда называли кинотеатры.
Кроме начальных народных училищ и приходских школ, в городе функционируют учебные заведения со средним курсом: две женские гимназии и одна мужская, реальное училище. В августе 1917 года сюда была эвакуирована из Лифляндской губернии Вольмарская учительская семинария. А несколькими месяцами ранее, в апреле, начинает выходить газета «Товарищ» - предшественница той, которая ныне именуется «Волжские Вести».
К 1917 году, перевернувшему всю жизнь в стране и оказавшему влияние на дальнейший ход мировых событий, Сызрань подошла на пике своего экономического развития.
Елена Мочалова

Другие новости по теме:

  • Сызрань торговая, ремесленнаяПродолжаем рассказ об этапах развития нашего города. В начале XIX столетия в Сызрани проживало 10,5 тысячи человек, а к его середине численность увеличилась вдвое. В этот период город продолжает
  • Сызрани 336 лет: страницы историиПриближается 336-летняя годовщина со дня рождения нашей Сызрани. Город, срубленный как военная крепость для защиты рубежей развивающегося государства, и в последующие эпохи приносил несомненную
  • Жареный бугор получит порядокВ минувшую пятницу жители улиц Хлебной, Профсоюзной, Шеврохромовской (в народе этот район называют Жареным бугром) встретились с заместителем начальника железной дороги по Самарскому территориальному
  • Погоны - подполковникамВ МУ МВД России «Сызранское» состоялось совещание, посвященное подведению итогов работы за первое полугодие 2019-го.
  • Железнодорожные проблемы решаются на местеВ Сызрани с рабочим визитом побывал депутат Самарской Губернской Думы, член Президиума политсовета СРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», заместитель начальника Куйбышевской железной дороги по взаимодействию с
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.