Феодоровский храм: века не властны » Волжские Вести

Версия для слабовидящих

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
» Феодоровский храм: века не властны
Регистрация
Актуально
Все новости
Популярное
Архив газеты
№79 от 19.10.2021

Все номера
Фоторепортаж
Финал Кубка и первенство России

Набережная

Финал Кубка России по синхронному катанию на коньках

Все фоторепортажи
Календарь
«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
0

Феодоровский храм: века не властны

Автор: redaktorкатегория: ---дата: 6-08-2021, 17:41
Сызранский Вознесенский мужской монастырь является практически  ровесником города. И в самом начале его истории, в 1694 году, в обители была построена деревянная церковь: сосновая, бревенчатая, с папертью, лестницей и с деревянной же звонницей, в которой было четыре небольших медных колокола.
В 1830 году произошло важнейшее событие не только для обители, но и всего нашего края - торжественное перенесение крестным ходом из Кашпира в монастырь явленной чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери.
В Сызрани жил дворянин Иван Борисов. В преклонные годы он страдал болезнью глаз. Временами зрение его полностью оставляло. Иван Васильевич стал горячо молиться об исцелении перед чудотворной Феодоровской иконой. И Божия Матерь не посрамила его веры - он полностью выздоровел. В 1738 году в благодарность за чудо исцеления Борисов возвел на собственные средства на территории монастыря каменную церковь во имя Вознесения Господня, куда и была помещена величайшая святыня. Позже он украсил храм иконостасом и настенной росписью.
По свидетельству председателя Церковно-исторического совета Сызранской епархии игумена Марка (Алексеева), в архивных документах можно найти немало подтверждений того, что горожане с любовью и благоговением помогали благоукрашать храм, в котором хранилась чудотворная икона. Так, в феврале 1825 года живописец Никифор Резчиков подрядился «иконостас весь красить и местами вызолотить, несколько икон написать вновь, старые все поправить и все покрыть лаком. Олтарь, стены, потолок теплой церкви… расписать клеевыми красками». Работу обещал окончить в июле того же года, что и исполнил. Мастер был вознагражден «за редкой цены живопись» и хорошо охарактеризован в епархии.
В середине XIX столетия в монастыре был воздвигнут новый холодный соборный храм во имя Вознесения Господня. А зимний стал именоваться церковью в честь Феодоровской иконы Божией Матери.
В 1862 году усердием наместника монастыря архимандрита Августина (Шеленговского) Феодоровский храм был значительно расширен и перестроен. Колокольня при церкви несла 10 колоколов. Самый большой, праздничный, весил 135 пудов (более двух тонн). По свидетельству знатоков, звон монастырских колоколов был «весьма приятен, гармоничен и влекущ к себе».
В 1911 году в храме был выполнен внутренний ремонт. Внешнее состояние церкви, убранство интерьеров, настенная роспись и церковная утварь полностью представлены в описи монастырского имущества, хранящейся в Сызранском филиале Государственного архива Самарской области.
В Феодоровском храме находились три захоронения. В 1790 г. здесь была погребена девица Екатерина Ивановна Дмитриева, родная сестра нашего земляка - министра юстиции Российской Империи, поэта Ивана Ивановича Дмитриева. В 1844 г. в храме похоронен первый симбирский архиерей - архиепископ Анатолий Максимович, нашедший в последние два года жизни в святой обители покой. А спустя три года рядом с ним был предан земле настоятель монастыря архимандрит Герман (Похвалинский). 
После Октябрьского переворота монастырь был закрыт. Но в Феодоровском храме продолжались богослужения как в приходском. По свидетельству игумена Марка, митрофорный протоиерей Константин Сибряев (ныне покойный) со слезами вспоминал, как в конце 20-х годов, будучи иподиаконом, совсем юным мальчишкой, приезжал сюда с самарским архиереем на службу.
В 1931 г. с колокольни храма демонтировали  все колокола. А через год он был окончательно закрыт и поступил в распоряжение предприятия «Союзплодовощ» (позже - завод пищеконцентратов).
Сначала здание храма использовалось в качестве водонапорной башни, затем эксплуатировалось как гараж, а позже - склад ГСМ и стройматериалов. Все это закономерно   привело его к полуразрушенному состоянию. Между тем, уже в 1968 г. храм числился под охраной государства как памятник архитектуры. Однако все это получилось формально. В итоге здание продолжало разрушаться. А бесценная настенная роспись была практически полностью уничтожена. От нее сохранилось всего две иконы – «Моление о Чаше» и образ Феодоровской иконы Божией Матери на западной стороне.
(Окончание следует)

Другие новости по теме:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.