Абдулхади Салихов — татарин. Ольга Кулагина — русская. Они вместе уже 37 лет. Разные культуры, обычаи, языки никогда не были помехой их семейному счастью.
Мои герои живут в частном доме. Подъезжаем к нему по мокрой от недавнего дождя дороге. На нее падают облетающие с деревьев желтые листья. Осенний денек. Час полуденный, но на улице как-то сумеречно. Однако от улыбок хозяев дома, встречающих нас на крыльце, их искренней радости все вокруг словно озаряется добрым светом.
Нас ждали. Кипит чайник. Стол полон угощений. Татарская национальная кухня гармонично соседствует с русской. На десерт — мед разных видов.
— Да, мы его любим. Как и мой папа. Он был известным пчеловодом. К нему часто обращались за советами, — рассказывает Ольга Семёновна. — Как-то раз пришел к нам парень. Он хотел учиться у отца.
— Подождите, дайте угадаю, — прерываю я собеседницу. — Этот молодой человек и был Абдулхади, ваш будущий супруг? Он вас увидел, влюбился, а потом сделал предложение о замужестве?
— Верно. Только все получилось непросто. Родители с обеих сторон воспротивились нашему браку. Дело было не в национальности. Я из семьи старообрядцев. Жених — мусульманин, исповедует ислам. Разные веры. Из-за этого родные и не хотели, чтобы мы создали семью, — поясняет Ольга Семёновна.
Ее супруг называет еще одну причину. До встречи с ним Ольга была замужем. Потом развелась. Одна воспитывала сына.
— Такая же ситуация сложилась и у меня. Родители понимали, что мы с Ольгой в равных условиях. Но они все равно не так представляли мою дальнейшую жизнь. Короче, на первых порах нам приходилось нелегко, — говорит Абдулхади Махмутович.
Добавим к этому материальные трудности, обрушившиеся на молодоженов. Были 90-е годы. Зарплату людям не выдавали. В качестве ее (семья тогда жила в совхозе) Абдулхади дали… корову. Он умел обращаться со скотиной. А городская Ольга — нет. Ничего, научилась. Как и уходу за козами, курами, гусями. Супруги не жаловались на трудности, ничего ни у кого не просили. Держали хозяйство. Работали. И не забывали родных. Когда заболел свекор, Ольга ухаживала за ним. «Ты самая лучшая сноха», — скажет он ей после.
…Рассматриваю семейные снимки. Вот сыновья Алексей и Рустам. Вот общая дочка Абдулхади и Ольги. У нее два имени — русское Ксения и татарское Сария. Вот внуки. Их пятеро. Фото родственников с обеих сторон. Большая, большая семья!
Мои собеседники — пенсионеры. Абдулхади Махмутович трудился пожарным. Ольга Семёновна — преподавателем физики и математики. Оба сейчас в возрастной категории 60+. Но любовь никуда не ушла. Это чувствуется во всем. Супруги подтверждают: они интересны друг другу. Не ссорятся. Всюду вместе. Не так давно ездили в Санкт-Петербург, Казань. В голову не приходит отдыхать поодиночке. Как тогда без второй половины? Придется же невозможно скучать!
Смеются: знаете, мол, чем хороши межнациональные браки? Праздников в два раза больше! А значит, и гостей! Русские, татары… Без малого 30 человек. Они приходят сюда, в этот дом. И всем тут хорошо. Потому что здесь царит взаимоуважение.
— Четвертого ноября — День народного единства. Как будете его отмечать? — спрашиваю напоследок гостеприимных хозяев.
— Как обычно — с детьми и внуками, — следует ответ. — Это уже давно наша общая традиция.
![]()
