Есть семьи, в которых невозможно представить пару в раздельности. К таким относятся Морозенко — Василий Семёнович и Лидия Петровна.
После того как их судьбы соединились, они всюду были вместе. До самой кончины главы семьи 13 лет назад. Свое 90-летие 21 октября его верная спутница жизни встретила без мужа. Но в окружении многочисленных родных, близких, соседей.
Как же радуется Лидия Петровна новому звонку в дверь или по телефону! Не забывают ветерана. Это очень приятно для человека в возрасте. Значит, не зря прошла активная часть жизни!
Родилась Лида Лебедева в Сызрани — в семье строителя. Папа очень рано ушел из жизни: несчастный случай. Очень любил он дочку! В качестве «гостинчика от лисички» приносил ей с работы горбушку хлеба. И не было ничего вкуснее этого для девчушки! Но полюбила Лида и второго папу. Мама вышла замуж за водителя, войсковая часть которого была передислоцирована в самом начале Великой Отечественной из-под Киева в Сызрань. Так и проработал здесь до самой пенсии.
Когда мама уже тяжело болела, а отчим ухаживал за ней, та спросила: мол, с кем будешь жить без меня. Матвей Иванович ответил: «Конечно, с Лидой!» Хотя в семье было двое детей от первого маминого брака, двое — от второго, да еще и дочка от первого брака отчима. Но выбрал он Лиду. И ей было приятно, что именно ее выделил.
Вокруг нее всегда были добрые, хорошие люди. Так говорит юбиляр. Да потому что и сама она такая! Тихая, спокойная, интеллигентная. Очень заботливая! Все дела по дому, дети были на ней. Ведь Василий Семёнович — натура творческая, к тому же руководитель печатного органа (в последние годы — газеты «Красный Октябрь»), что весьма ответственно. Поэтому Лидия Петровна освобождала мужа от житейской рутины. При этом всегда была его помощницей! Особенно когда он начал работать над книгами по истории города, о его воинах и тружениках. Была корректором, вела переписку, доводила издания до ума, когда Василий Семёнович уже тяжело болел.
…А познакомились будущие супруги в пединституте. Начинала учебу Лида в Сызрани. Но после второго курса студентов перевели в Куйбышев. Потому что сызранский вуз закрыли. Любимой учительницей у девочки в 6-й школе была литератор Ксения Николаевна Гольнева. Лидия Петровна вспоминает: «Это уникальный человек. Очень человечная. Сколько она читала, как много знала! И я полюбила книги. Даже ночью с фонариком под одеялом читала. По стопам учительницы я и пошла». А в Куйбышевском пединституте факультет назывался историко-филологический.
— Мы его с Васей и окончили, — делится Лидия Петровна. — Только он стал журналистом и писателем, а я преподавала историю и обществоведение.
После института Василию Морозенко предложили выбрать для дальнейшей работы Октябрьск или Сызрань. Конечно, Сызрань! Ведь Лида отсюда родом, вот и обосновались здесь. Лидия Петровна сначала была распределена в 26-ю школу. И опять: «Какой там был замечательный коллектив!» Когда им дали квартиру в районе «Тяжмаша» (тогда Василий Семёнович возглавлял многотиражку «Машиностроитель»), перешла в 29-ю школу. Там же учились и их дети — Серёжа и Лариса. Дочкины одноклассницы пришли поздравить маму подруги с круглой датой. Ведь Лидия Петровна всегда их привечала, интересовалась делами. Это общая мама всего класса!
Около двух десятков лет работала Лидия Петровна в местном институте, когда он стал уже техническим вузом, — заведовала кабинетом марксизма-ленинизма. И опять ее окружали только хорошие люди! Она со своими интеллигентностью, начитанностью, глубокими знаниями была под стать ученым, работавшим на кафедре.
Лидия Петровна считает себя счастливым человеком. А гостям сообщает:
— Моя бабушка Ефимия Лебедева прожила до 106 лет. Беру с нее пример!
А внук Морозенко — Ваня — берет пример со своих бабушки и дедушки:
— Они для нас образец отношений в семье и к окружающим, трудолюбия, позитивного мышления. Желаю бабуле еще много-много счастливых лет!
![]()
