14 октября исполнилось 150 лет со дня рождения нашего земляка — литератора Сергея Тимофеевича Григорьева. Муниципальные библиотеки, конечно же, отметили юбилейную дату разнообразными мероприятиями.
Обзор «Военная история России на страницах книг С. Григорьева», как и выставку его произведений «Мастер исторической книги», подготовили специалисты ЦДБ им. А. П. Гайдара. Литературно-краеведческий час состоялся в ЦБ им. Е. И. Аркадьева.
А подробнее расскажем о литературно-краеведческом кейсе «Стал наш земляк писателем», мастерски подготовленном библиотекарем филиала № 7 Мариной Луцкой.
— Родился Сергей Тимофеевич в Сызрани, в семье машиниста паровоза, — начинает повествование Марина Петровна. — Наслушавшись в детстве рассказов отца об истории железных дорог, мальчуган просто влюбился в паровоз. Кстати, фамилия деда писателя — Будка. Потому что тот первый на линии поселился в железнодорожной будке, бросив свою крестьянскую избу! Позже Сергей Тимофеевич не раз обращался к образу паровоза как живому существу — в рассказе «Паровоз ЭТ5324», повести «С мешком за смертью». Есть у него и трехтомный роман «Революция на рельсах».
Из дальнейшего рассказа слушатели узнают, что Сергей Григорьев (его настоящая фамилия Григорьев-Патрашкин) первым начал описывать технические процессы. А книга «Холод в природе и технике» стала учебником холодильного дела. Григорьевым же была написана и инструкция к швейной машинке. А все это неслучайно. Ведь Сергей окончил местное реальное училище, в котором приоритет отдавался предметам физико-математического цикла.
Другое направление в литературной деятельности нашего знаменитого земляка — приключенческие произведения для детей. В данном ряду стоят повести «С мешком за смертью» и «Тайна Ани Гай». Они призваны были заменить «буржуазного» Пинкертона. Советской стране нужны были свои герои! В 20-е годы прошлого века детвора зачитывала книги Сергея Григорьева до дыр! Однако то время в идеологическом плане было достаточно сложным. И произведения литератора стали подвергаться жесткой критике, цензура замарывала определенные фрагменты… Видимо, потому-то Григорьев стал писать о будущем — в научной фантастике, а о прошлом — в исторической прозе.
В «Радиорассказе», повести «Московские факиры», фантастических миниатюрах, которые с удовольствием печатает журнал «Пионер», автор делает одну из первых попыток изобразить мир будущего на основе изобретений и открытий.
Но все-таки больше всего читатели знают Сергея Григорьева по таким его произведениям, как «Берко-кантонист» (о жизни еврейской бедноты в эпоху Николая I), исторические повести и романы «Александр Суворов» (о пути полководца), «Малахов курган» (об обороне Севастополя в Крымскую войну 1854-1855 гг.), «Победа моря» (о детстве адмирала С. О. Макарова). В них раскрываются героические черты русских людей, показывается народно-патриотический облик великих военных деятелей прошлого.
— Не забудем и замечательную «Кругосветку» Сергея Григорьева! Ведь это о наших волжских местах! — восклицает Марина Луцкая и продолжает: — Живые диалоги, ясные экскурсы по пути следования, нехитрые, но поучительные приключения, уважительная тональность в общении взрослых и детей — все это привлекает читателя. А путешествует группа по Самарской Луке!
По окончании мероприятия библиотекаря благодарит Людмила Лапкина:
— Вы так интересно все рассказали, что хочется перечитать произведения нашего замечательного земляка-литератора! Да и новые поколения непременно должны обращаться к творчеству классика советской детской литературы!
![]()
