Версия для слабовидящих
Как уберечь ваши деньги от мошенников - Волжские Вести

Как уберечь ваши деньги от мошенников

О том, как противостоять мошенничеству с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, рассказывает помощник прокурора г. Сызрани Ляйсян Лукьянова.

Банковская карта — это инструмент для совершения платежей и доступа к наличным средствам на счете, не требующий для этого присутствия в банке. Но простота использования таких карт оставляет множество лазеек для мошенников.

Как это организовано? Вам приходит сообщение о том, что банковская карта якобы заблокирована. Предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Когда вы звоните по указанному телефону, вам сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание, произошел сбой. А затем просят сообщить номер карты и ПИН-код для ее перерегистрации.

На самом деле происходит следующее. Чтобы ограбить вас, злоумышленникам нужны лишь номер карты и ПИН-код. Как только вы их сообщите, деньги будут сняты со счета.

Как поступать в такой ситуации? Не торопитесь сообщать реквизиты вашей карты! Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать ваш ПИН-код! Для того чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Скорее всего, вам ответят, что никаких сбоев на сервере не происходило. А ваша карта продолжает обслуживаться банком.

Ошибочный перевод средств. Как это организовано? Вам приходит SMS-сообщение о поступлении средств на счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод» либо с терминала оплаты услуг. Сразу после этого поступает звонок. Сообщают, что на ваш счет ошибочно переведены деньги, и просят вернуть их тем же «Мобильным переводом» либо перевести на «правильный» номер. Вы переводите, после чего такая же сумма списывается с вашего счета.

На самом деле происходит следующее. Чтобы во второй раз списать сумму с вашего счета, злоумышленник использует чек, выданный при переводе денег. Он обращается к оператору с заявлением об ошибочном внесении средств и просьбой перевести их на свой номер.

То есть первый раз вы переводите деньги по его просьбе. А во второй он получает их по правилам возврата средств.

Как поступать в такой ситуации? Если вас просят перевести якобы ошибочно переведенную сумму, напомните, что для этого используется чек. Отговорка, что «чек потерян», скорее всего, свидетельствует о том, что с вами общается мошенник.

Простой код от оператора связи. Как это организовано? Поступает звонок либо приходит SMS-сообщение якобы от сотрудника службы технической поддержки вашего оператора мобильной связи. Обоснования этого звонка или SMS могут быть самыми разными. Предложения подключить новую эксклюзивную услугу, принять участие в акции от вашего сотового оператора; для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя; для улучшения качества связи; для защиты от спам-рассылки.

Вам предлагается набрать под диктовку код или сообщение, которое подключит новую услугу, улучшит качество связи и т. п.

На самом деле происходит следующее. Код, который вам предложат отправить, является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников. Как только вы его наберете, ваш счет будет опустошен. Никакая услуга не будет подключена.

Как поступать в такой ситуации? Любая упрощенная процедура изменения тарифных планов выглядит подозрительно. Не ленитесь перезванивать своему мобильному оператору для уточнения условий. SMS-сообщения могут быть самыми разными. Советуем вам критически относиться к ним и не спешить выполнить то, о чем просят. Лучше позвоните оператору связи, узнайте, какая сумма спишется с вашего счета при отправке SMS или звонке на указанный номер. Затем сообщите о пришедшей на ваш телефон информации. Оператор определит того, кто отправляет эти SMS, и заблокирует его аккаунт.

Штрафные санкции и угрозы отключения номера. Как это организовано?

Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что произошло нарушение условий договора: абонент сменил тарифный план, не оповестив  оператора; не внес своевременно оплату; воспользовался услугами роуминга без предупреждения и так далее.

Чтобы предотвратить отключение номера, вам предлагается: купить карты экспресс-оплаты и сообщить их коды; перевести на свой номер сумму штрафа и набрать код; перевести средства на указанный номер. После этого вы якобы сможете доказать свою невиновность. И при этом сохраните номер.

На самом деле происходит следующее. Пользуясь тем, что телефон вам нужен постоянно и потеря номера может стать критической, мошенник запугивает. В результате он получает возможность присвоить себе ваши средства — с карт экспресс-оплаты либо напрямую со счета телефона.

Как поступать в такой ситуации? Перезванивать своему мобильному оператору для уточнения условий. Помните, что у вас, потребителя услуг связи, есть права, которые защищаются законом. Никакой оператор связи не может требовать выплачивать ему штрафы до тех пор, пока ваша вина не будет доказана.

Loading