Версия для слабовидящих
«Обитель веры» расположилась в музее - Волжские Вести

«Обитель веры» расположилась в музее

«Обитель веры» расположилась в музее

В краеведческом музее официально открылась выставка «Обитель веры» (0+). Она посвящена двум событиям — Дню принятия христианства на Руси (28 июля) и 340-летию Сызранского Вознесенского монастыря.

Куратор выставки Лидия Куракина, заведующая научно-исследовательским отделом, знакомит с экспозицией первых посетителей:

— Наша выставка состоит из нескольких локаций. А начинается она иконами — старинными и написанными современными мастерами. Эти раритеты нам предоставил Вознесенский монастырь. Собственно, как и многие другие реликвии, хранящиеся в ризнице обители. Доступ к таким вещам весьма ограничен. А в ходе нашей выставки, которая, к слову, продлится до 24 августа, все желающие смогут увидеть большие духовные богатства.

А далее Лидия Михайловна обращает внимание на уникальные экспонаты. Вот, к примеру, икона «Введение Богородицы во храм». Этот образ открывает экспозицию и имеет необычное горизонтальное положение. Вероятно, он входил в некий иконостас — в так называемый праздничный ряд. С этой иконой соседствует «Господь Вседержитель». Экскурсовод поясняет:

— Необычность этого сюжета заключается в том, что вокруг Спасителя изображены те святые, чья память отмечается в дни Великого поста. А написана она сызранской художницей Натальей Пятковой в традиционной местной манере.

Группа экскурсантов доходит до следующих экспонатов. И это — антиминс. Воцерковленные люди хорошо знают, что так называют четырехугольный плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика. Антиминс хранится в алтаре на престоле и является необходимой принадлежностью для свершения литургии. А прикасаться к нему имеет право только лицо, облеченное священным саном: архиерей, священник или диакон.

Значительную часть экспозиции украшают художественные полотна, а также графические изображения местных храмов, выполненные сызранскими мастерами. Любопытно рассматривать, как раньше выглядели эти дома Божии на земле и какими они предстают перед современниками. И такие изменения в облике церквей мы можем проследить в работах художника и краеведа Владимира Петряшина. В годы Советской власти Вознесенский храм в обители имел коническую кровлю (как и Христорождественский собор), но уже в 90-е годы XX века обрел луковичный купол, как в былые времена.

Обращает на себя внимание и живописный портрет кисти Натальи Пушковой исторической личности — архимандрита Августина. Он возглавлял монастырскую братию в 1848-1864 гг. и внес огромный вклад в развитие обители! Судите сами. В годы его правления монастырь из третьего класса был переведен в первый. Тогда же здесь возвели множество построек. В том числе — каменный храм Вознесения Господня, корпуса: игуменский с домовой церковью в честь святых Петра и Павла, братский и прочие. А сподвижником настоятеля в строительных делах был небезызвестный архитектор Иван Адольфович Бенземан, трудами которого появилось множество значительных сооружений в губернском Симбирске.

Оживляют коллекцию личные предметы местных священнослужителей, обретенные ими в ходе паломнических поездок. Целые витрины заполнены такими раритетами, переданными настоятелями обители игуменами Агафангелом (нынешним) и Марком (возглавлявшим монастырь несколько ранее), протоиереем Александром Устиновым.

К сожалению, невозможно описать все уникальные экспонаты открывшейся выставки. Ведь только предметов из обители — более сотни. Юбилейная экспозиция дает возможность прикоснуться к значительной истории Вознесенского мужского монастыря, который лишь на два года моложе Сызрани!

Loading