Версия для слабовидящих
Об ответственности за негативную информацию - Волжские Вести

Об ответственности за негативную информацию

На вопросы о том, какая ответственность предусмотрена за размещение в социальных сетях негативной информации, отвечает старший помощник прокурора города Сызрани Зинаида Ковалева.

Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

— Может ли размещение публикации в сети Интернет повлечь за собой административную ответственность?

— Конечно. Далеко не всякая информация, которую граждане размещают в социальных сетях, безобидна. Даже если это перепост с какого-то другого сайта либо «юмористическое» стихотворение. Необходимо понимать, что любая информация, направленная на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, размещенная в сети Интернет, может повлечь за собой ответственность по ст. 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

— Какова мера ответственности, предусмотренная данной нормой?

— Санкции, предусмотренные данной статьей, для граждан достаточно суровы. Это или штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

— Какая информация может быть отнесена к запрещенной данной статьей?

— В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, нацио­нальной, языковой или религиозной принадлежности.

В силу ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

— Можно конкретизировать?

— В первую очередь все, конечно, зависит от контекста. Но в целом это может быть любая информация, которая негативно характеризует определенную группу лиц, в том числе по национальному признаку, либо по отношению к какой-либо социальной группе, в том числе выделенной по признаку профессии.

— С национальностью понятно. А что имеется в виду под группой с признаком профессии?

— Проще всего объяснить это на примере. Многие граждане по отношению к сотрудникам полиции употребляют сленговое слово «мент». Помимо того, что оно относится к сниженной лексике, употребление его в контексте неправомерного поведения, например, «живет по ментовским законам», расценивается как высказывание, негативно характеризующее человека или группу лиц по признакам сотрудника полиции.

Речевые средства выражения негативной оценки относятся к унизительным, в связи с чем лицо, разместившее такой контент, в том числе — в виде отдельной публикации или комментариев, подлежит привлечению к административной ответственности.

— Какой срок давности по данной статье? Можно ли привлечь человека за размещенную пять-десять лет назад информацию?

— Срок давности по ст. 20.3.1 КоАП РФ составляет 1 год. Однако, согласно п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», датой обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Таким образом, течение срока давности в отношении публикации начинается с того момента, когда сотрудник правоохранительных органов выявит данную запись, вне зависимости от того, когда фактически она была размещена.

Loading