Сызранец Гамлет Газаров — нумизмат. Коллекционировать монеты он начал с 10 лет. Если сейчас нашему земляку 60, выходит, его увлечению уже полвека. Вот это да!
Вспомните свое детство. Наверняка был случай, когда вы находили где-нибудь позеленевшую, полустертую монетку. И что потом? Скорее всего, откладывали ее в сторону, забывали о ней. Или вообще выкидывали. Раз, мол, в ход такую денежку пустить нельзя, зачем она нужна?
— Неподалеку от того места, где раньше жила наша семья, велись раскопки старого городища. Мы, мальчишки, часто ходили туда. Да, нам попадались старые медные монеты. Но, знаете, у меня никогда не возникала мысль выбросить их. Напротив. Что-то непонятное вдруг возникло в сердце. Появился интерес к таким предметам, который со временем становился все сильнее, — вспоминает Гамлет Рафаэлович.
Друг сделал ему на юбилей подарок. Смастерил шкаф с выдвижными полками-ячейками. Специально для размещения коллекции. Но в ней более 15 тысяч монет! Все они в один шкаф, конечно, не поместились.
— Я собираю монеты всего мира. Вот это, например, «ранние немцы», — говорит мой собеседник, показывая очередную плоскую коробку, на мягком дне которой рядами лежат упомянутые денежные знаки.
— Что значит «ранние немцы»? — интересуюсь у Гамлета Рафаэловича.
— То, что здесь находятся монеты начала XVII века, — уточняет он.
А есть ли в его коллекции предметы более почтенного возраста? Да. И мне демонстрируют монеты Рима, Византии, Персии. Им свыше тысячи лет!
От зарубежной древности переходим к более близкой теме — русским серебряным рублям. На каждом из них отчеканен профиль императора, правившего в то или иное время. Пётр Первый, Елизавета Петровна, Екатерина Вторая, Павел Первый… Держа в руках эти деньги — тяжелые, солидные, невольно представляешь себе людей той эпохи. Так увлекательно!
Газаров предлагает взглянуть еще на что-то. Каталоги, справочники, горы другой соответствующей литературы. Все это проштудировано, изучено. Нумизмату без знаний нельзя. Иначе как определить подлинность предмета? Как понять, является ли он тем самым, о котором мечтал?
— Коллекционирование — это болезнь, которая не лечится! — смеется Гамлет Рафаэлович.
— Но она очень приятная, — возражаю ему. — В ней столько намешано ярких эмоций! И азарт, и страсть, и радость!
В ответ — утвердительный кивок. Да, мол, верно. Правда, не все понимают такое увлечение. Бывает, спрашивают: дескать, зачем тебе это надо?
— Отвечаю так. Я летчик. Мне никогда не забыть тех чувств, которые испытываешь, поднимаясь в небо. Сейчас уже не летаю. И моя душа плачет. С коллекционированием такая же ситуация. Пока ты в работе — сердце ликует. Поет от счастья. Попробуй брось свое занятие. Что будет? Вот то-то и оно! — заключил Гамлет Газаров.