Не так давно в Сызрани состоялся Международный конкурс «Жар-птица России». Гран-при там получила театральная студия «Сказка» из ДК «Авангард» за постановку по рассказам Чехова. Зрители и члены жюри спектакль оценили и удивились. Ведь руководитель театрального коллектива Георгий Катков славится как создатель интерактивных сказок.
Но они — всегда со смыслом! Всегда учат добру. Впрочем, у студии есть и серьезные спектакли: «А зори здесь тихие…», «У войны не женское лицо». А стихи, посвященные Великой Отечественной войне? Право, стоит услышать, как их читают актеры студии.
Егор Рудоман стал победителем, а Артём Кемайкин — лауреатом «Жар-птицы…».
Тем не менее классику в исполнении этого коллектива мы видели впервые. К тому же Чехов — автор непростой. Для молодых актеров-любителей — тем более.
— Хотелось показать, что мы можем не только развлекать, но и ставить что-то серьезное, — пояснил Георгий Катков. — Однако наши актеры непрофессиональные, привыкли играть комедии. Потому я выбрал рассказы «Размазня» и «Неудача». В них тоже можно пошутить.
В «Размазне», где злой хозяин пытается воспитать застенчивую гувернантку, обманом отбирая у нее деньги, эти образы с успехом воплотили Арсений Бутенко и Мария Степанова. Даже их рост сыграл свою роль. Высокий Арсений словно «давил» миниатюрную девушку.
— А я и сама недалеко ушла от своей героини, — улыбнулась Мария. — Такая же застенчивая.
— Мы с моим героем похожи, — добавил Арсений. — У него есть фраза: «Разве можно на этом свете не быть зубастой?» Я тоже, если нужно, могу дать отпор.
Самая юная актриса — двенадцатилетняя Кира Хабибуллина — играла бабушку, некое связующее звено между рассказами.
— Кира очень хорошо справилась со своей задачей, — отметил Георгий Катков. — Члены жюри даже подумали, что она старше других актеров.
На репетициях нашим современным детям приходилось учитывать эпоху, когда происходили события, описанные в рассказах. Все другое! Жесты, походка, манеры. В «Размазне» нужно было держать платочек, а никто не понимал, что с ним делать. Поначалу держали его на руке, как официанты. То же — с деревянными счетами. Как с ними обращаться?
Всему ребята учились и потом показали на конкурсе. Волновались, конечно. Оттого случались моменты, которые лишь добавили изюминки. Так вышло и здесь.
Арсений играл в «Неудаче» кавалера. Прямо за кулисами быстро переодевался, гримировался. Конечно, не успевал, волновался. Так, торопясь, и выскочил на сцену. Но это стало только плюсом. По сюжету его герой как раз догонял свою возлюбленную.
А у Ильи Никонова, сыгравшего в том же рассказе папеньку, стопа длинная, подъем высокий. И в лакированных ботинках 43-44-го размера ноги решительно не хотели умещаться.
— Старались! Никак! — засмеялся Илья. — В конце концов решили, что мой герой будет в костюме и шерстяных носках. Такая вот домашняя обстановка.
В одной из сцен рассерженный папенька ударяет кулаком об стол. Илья так вошел в роль, так стукнул, что все чашки полетели, чай разлился. И тут не растерялась Кира! Прибежала, все прибрала. Словно так и было задумано.
Почти все время на сцене стоял портрет Чехова. Будто автор наблюдал за своими персонажами. И оценивал актеров. Готовы ли они играть и дальше классику?
— Конечно, — ответили за всех Алина Хамзина (Наташа) и Виктория Бирюкова (маменька). — Она вызывает особые чувства. Хочется ощутить их вновь и вновь.