Знакомые незнакомцы. Старинные дома Сызрани, историю которых мало кто знает из горожан. Похоже, эта тема, начатая в марте нынешнего года «Волжскими Вестями», понравилась нашим читателям. Продолжим?
Давайте отправимся на улицу Ульяновскую. До революции она называлась Симбирской. С того времени здесь сохранилось немало прежних жилых домов. Вот, например, строение под номером 75 (на снимке). Когда-то оно принадлежало Алексею Ивановичу Ерамасову, выходцу из богатой купеческой семьи.
Наш земляк был уважаемым в Сызрани человеком. Он не раз избирался гласным городской Думы. Курировал вопросы образования, здравоохранения, благоустройства. И вместе с тем занимался революционной деятельностью. Еще будучи студентом московской сельскохозяйственной академии, он бывал на политических сходках. Вернувшись в Сызрань, участвовал в создании марксистского кружка. Заседания его часто проходили в этом доме. В 1900 году тут побывал В. И. Ленин.
Алексея Ивановича не стало в 1927 году. Он завещал после своей смерти передать дом городу. Так и случилось. В разные годы в здании находились организации и учреждения. А затем более полувека тут располагался горвоенкомат.
…Ульяновская, 92. Дом мещанина Иллариона Алексеевича Приказчикова. Внутри было 10 комнат. Во дворе — сарай, погреб, конюшня, каретник, навес. В 1919 году дом муниципализировали. Его бывший владелец, судя по архивным документам, «бежал с белыми». С 1928 года здесь находился детский сад. В 1984-м здание передали на баланс Сызранской межрайконторе аптекоуправления. Затем тут была открыта «Оптика», которая действует и сейчас.
Еще один дом (№ 70) также визуально хорошо знаком многим горожанам. Правда, от него теперь почти ничего не осталось. Один фасад. Но даже в полуразрушенном виде он все равно красив! Старинные красная кирпичная кладка, окна — все так и дышит былым. До 1917-го этим строением владел мещанин Григорий Иванович Галактионов. В 30-е годы здесь было домоуправление. Потом — городская музыкальная школа. А с 60-х тут находилась станция скорой медицинской помощи. В 1991 году здание признали непригодным для дальнейшей эксплуатации. Сейчас оно огорожено забором. Если заглянуть за него, увидишь ту самую картину, о которой уже говорилось.