В ЦБ им. Е. И. Аркадьева состоялся час исторического краеведения на тему «Война. Тыл. Женщины» в рамках многолетнего библиотечного проекта «Город труда, город героев». Затаив дыхание слушали рассказ Маргариты Денисовой студенты медико-гуманитарного колледжа.
Начала Маргарита Ивановна, как и полагается библиотекарю, со стихотворных строк Михаила Сухорученко: «Есть одна сторона у войны, / Сторона неприглядной медали, / Как победу великой страны / В муках женщины добывали…»
А далее слушатели узнали о том, как работали сызранские предприятия, на которых женщины заменили ушедших на фронт мужей, отцов, сыновей. Здесь, в тылу, был трудовой фронт, где развернулась своя неустанная борьба — за досрочное выполнение заданий, чтобы военная продукция нескончаемым потоком шла бойцам Красной Армии.
Общеизвестно, что в Сызрань были эвакуированы более 60 заводов и производств. Открывались и новые предприятия в соответствии с велением времени.
Так, в 1942 году появились мастерские с литейкой и цехом металлоконструкций для ремонта оборудования местного нефтепромысла. Ветеран РМЗ (позднее — завод «Нефтемашремонт») Екатерина Гришаева, у которой в трудовой книжке лишь одна запись, вспоминала, что их, девчонок, в морозном ноябре машина выгрузила в чистом поле, на месте будущих мастерских. На своих руках, без механизмов, перетаскивали они станки от железной дороги, сразу же устанавливали их и пускали в работу. А потом еще рыли траншею от нефтеперегонного завода, укладывали в нее трубы, по которым вода пошла на новое предприятие.
По-стахановски трудились и швейницы, быстро перестроившись на пошив военного обмундирования: шинелей, гимнастерок, накидок, сумок и проч.
Газета «Красный Октябрь» писала 7 сентября 1941 года: «Чтобы обеспечить людей работой, накануне нужно было заготовить раскрой. Комсомолки Маклакова и Гаврилова вместе с заведующей раскройным цехом Белопуховой не выходили с производства в течение 27 часов. И обеспечили раскроем цехи».
Летом 1942-го, в разгар Сталинградской битвы, молодые швейницы добровольцами ушли на фронт. На смену им пришли подростки 14-15 лет. А после работы встречали на пристани Раково раненых бойцов и доставляли их в госпитали. Многие девушки стали донорами. Так, комсорг швейной фабрики Нина Абубекирова сдала 14,8 л крови за годы войны, позднее получив звание «Почетный донор СССР».
На заводе пищевых концентратов изменили номенклатуру производства — стали снабжать армию крупяными концентратами. В первые полтора года здесь уже трудилось 229 стахановцев, подавляющее большинство из которых — женщины.
Хлебокомбинат в первые же месяцы войны увеличил выпечку хлеба в два раза — до 60 тонн в сутки. Поставлял на фронт сухари, снабжал питанием проходившие мимо эшелоны, местное и эвакуированное население.
А производство снарядов? Так называемый арсенал (Центральная военная база № 22) многократно увеличил выпуск «артвыстрелов», как это писалось в документах тех лет. Расширение производства начиналось с того, что под открытым небом, даже в метель, работали девчата на сборке снарядов. Случались и взрывы, и гибель на рабочем месте… За самоотверженный труд 19-летняя Анна Гамаюрова получила орден «Знак Почета» из рук Председателя Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинина. Позднее Анна Тимофеевна рассказывала, что перед командированием в Москву ей выдали новый полушубок, который так и остался у нее на память…
О многих еще жизненных историях тех грозных военных лет рассказала слушателям Маргарита Денисова. А в ответ получила такой отклик библиотекаря СМГК Галины Кузьминой, которая высказала мнение всей аудитории:
— Мы вас искренне благодарим за погружение в историю, в судьбы сызранских женщин, которые, не считаясь ни с чем, достойно и мужественно несли на своих плечах ответственность за трудовой фронт, за общую победу. Ваши рассказы тронули нас до слез!..