Версия для слабовидящих
Молодёжь читает письма фронтовиков - Волжские Вести

Молодёжь читает письма фронтовиков

Молодёжь читает письма фронтовиков

Совместный историко-патриотический проект разработали специалисты Сызранского филиала Центрального госархива Самарской области и Централизованной библиотечной системы. А привлекли к его участию учащихся школ и студентов колледжей.

Директор филиала госархива Алла Косицына поясняет:

— В наших фондах имеется большое количество дел периода Великой Отечественной войны. Это не только официальные документы, но и письма фронтовиков. В них — бесценные свидетельства того времени! И даже несмотря на существовавшую цензуру, которая вымарывала часть текстов, все равно они дают представление о фронтовом быте, о том, чем жили бойцы, их переживаниях, мыслях о доме…

А если предложить сегодняшним юношам и девушкам прочитать эти письма, записать видеоролики и размещать их ежедневно в соцсетях? Так и родился проект!

Архивисты отобрали эпистолы (для молодых читателей поясним: это слово означает «письмо»). Библиотекари под руководством заведующей отделом обслуживания ЦБ Эвелины Агеевой принялись за свою часть работы. Сначала они расшифровали тексты. А далее привлекли к проекту партнеров. Это городская писательская организация, а также учебные заведения: школа № 14, колледжи политехнический, медико-гуманитарный, Губернский. Предложение нашло горячий отклик в образовательных учреждениях. Чести участвовать в проекте удостоились лучшие школьники и студенты!

И вот 19 февраля на страничках ЦБ им. Е. И. Аркадьева и филиала госархива в социальной сети вышел первый ролик. Письмо, датированное 26 июня 1941 года, от Константина Смольянинова читал поэт Игорь Рабштейн. Приведем некоторые строки: «Здравствуй, Мария!.. Скучаю о тебе. За последние годы я так к тебе привязан, что малейшая разлука с тобой уже приводит меня в уныние… Мария, из тех денег, которые ты будешь получать, прошу, отсылай маленько маме, так как отсюда мне это сделать нельзя, потому что деньги вам пересылает непосредственно начфин, адрес у него только твой. Ты, наверно, будешь получать рублей 1000 или больше, так как я себе почти ничего не оставляю. С ними здесь делать нечего… Мария! Не сердись на меня за то, что я с дороги пока писать не буду, так как можно нажить неприятности. Это письмо пишу с риском. Даже не знаю, где его сумею опустить. Ну все, моя дорогуша. Целую. Костя. Твой, конечно».

Письмо от того же Константина жене, но уже от 7 августа 1941 года: «…Видел Ивана Григорьевича. Такой же, как был. Все, говорит, хорошо, одно плохо — нет спирту. А здесь действительно он иногда нужен. В особенности, когда после бомбежки насмотришься на мясо, как-то и обед в горло не идет. Сначала все очень здорово похудели, сейчас начинают привыкать и принимать прежний вид…»

А послание семье от Ильи Андреевича Железнова прочитал студент СПК Руслан Новиков. Написано оно 31 июля 1941 года, и, как и во многих других, в нем идет перечисление родни: «Маня и дочки Надя, Клавдия и Рая, шлю я вам свой отцовский сердечный привет. И передайте привет Романычу, тете Насте, Саше, Коле». Между прочим, пишет: «20-го выдали по 500 гр. рыбы селедки и 57 гр. сахару. Дневной паек».

Студент СМГК Николай Тифкин читает строки Михаила Алашеева от 20 сентября 1941-го: «…Мои милые детки, помолитесь Богу за меня. Может быть, ваша молитва спасет вашего папу… Бой был сегодня ночью. Из ребят пока неизвестно, живы или нет. Скорее всего, или убиты, или ранены, потому что бой шел ужасный. И сегодня бой идет неимоверный…»

В таких посланиях раскрываются характер человека, его трепетное отношение к семье, близким. И каждую свободную минуту бойцы доставали из полевой сумки ответные приветы с малой родины и будто бы разговаривали со своими любимыми людьми. А еще в письмах — стремление как можно скорее разгромить врага и уверенность в победе!

Loading