В Сызранском драмтеатре состоялось уже несколько показов нового спектакля «Семейное счастье» (18+).
Петербургский режиссер Александр Серенко взял для постановки два произведения Льва Толстого. Первое — «Семейное счастие», ранняя повесть, написанная в 1859 году, подзабытая сейчас широкими читательскими массами. Да и самому Толстому она казалась неудачной настолько, что в своих дневниках он называл ее «гадостью». Но помним, что «великий старец» был всегда излишне самокритичен. Повесть очень хорошая и читается прекрасно даже сейчас.
Второе произведение — «Крейцерова соната», написанная Толстым в зените его славы, в 1890 году. Герой повести Василий Позднышев после медового месяца со своей молодой женой, первых любовных восторгов почувствовал раздражение и разочарование. Ведь они были совершенно разные люди. Оба едва знали друг друга до свадьбы. Разные поколения, разные желания, остается только чувственность, а за ней — пустота и раздражение. Нужно что-то еще, а этого нет. Пустоту надо заполнять. И каждый это делает по-своему. Жена находит утешение в музыке. Она — талантливая пианистка. И находит радость, смысл жизни в обожании пришедшего в дом музыканта. Восхищение представителя богемы отвлекает ее от рутины, наполненной болезнями детей, претензиями мужа, обедами и пеленками.
Муж не находит утешения ни в чем. Но пустота его души жаждет чего-то и наполняется ненавистью. Она опьяняет, ревность к новым интересам жены, понимание своей ненужности доводят до бешенства, заливают кровью голову. Ненависть сводит с ума и требует выхода.
В спектакле роль Василия Позднышева блестяще и темпераментно исполняет прекрасный артист Владислав Штиль. В багровых декорациях в стилистике кровавой оперетки он на пару с Анастасией Нехца, играющей жену, показывает трагедию слепой души, барахтающейся в пустоте. Восприятию этих сцен очень способствовали движения актеров, поставленные хореографом Эллой Геворгян.
Надо сказать, что эта часть спектакля была самой яркой, страшной и одновременно смешной. В ней достаточно много остроумных решений, нашедших благодарный отклик у зрителей. Люди смеялись, а кое-кто вслух утверждал, что узнает себя и свою вторую половину в главных героях.
От багровых тонов «Крейцеровой сонаты» художники по свету Дмитрий Косолобов и Кирилл Крымов возвращали зрителя в пастельные тона той части спектакля, что была посвящена собственно повести «Семейное счастие». Не столь страстной, немного тягучей, как деревенские сумерки, но не менее интересной, если вслушиваться и всматриваться в душевную жизнь героини, метания юной души, не видящей применения своим силам в рамках тихого семейного быта, который ей может предложить взрослый, «нагулявшийся» муж-добряк.
Так ли уж прекрасно пресловутое семейное счастье? В чем его секрет?.. Никто не знает. И чудесные, убедительные работы яркой, нежной Алеси Панковой, Маши, жены героя, и мягкого, лиричного, такого «домашнего» Владимира Калялина, играющего Сергея Михайловича, не дают ответов на эти вопросы.
Две разные повести. Впрочем, это только кажется, что разные. Но в общем-то одинаковые по своему посылу и наполнению. Ведь вопросами, в них затрагиваемыми, автор мучился всю жизнь. И браво режиссеру за то, что он это понял. И нашел способ объединить их, на мой взгляд, в очень удачной постановке.
Хотелось бы еще отметить талантливую работу художника Анны Митко, так чутко уловившей режиссерский замысел, сотворившей тонкие переходы от ярости героя «Крейцеровой сонаты» до лирики и тихого отчаяния героини «Семейного счастия».
В роли «джокера», провокатора, конферансье и объединителя сюжета, скрепляющего две истории, выступил актер Евгений Морозов. И эти выходы стали изюминкой спектакля. Так называемое Третье лицо, выскакивающее как чертик из табакерки, как рок, как перст судьбы, как соблазнитель растерянных душ. Именно этот персонаж придает постановке движение, какой-то даже мистический шарм.
Спектакль «Семейное счастье» дает возможность без суеты всмотреться в себя и свою жизнь.