«Соловки в судьбах сызранцев». Такой была тема очередного заседания городского клуба «Краеведческие записки», которое состоялось 11 декабря.
Напомним: в 2029 году будет отмечаться 600-летие первого поселения монахов на Соловецких островах. До этого в течение пяти лет по всей стране станут проводиться соответствующие информационно-просветительские мероприятия. В том числе и в нашем городе. Первое из них стартовало 31 октября. Это была лекция «Соловецкий архипелаг в истории России». Она состоялась в краеведческом музее.
В минувшую среду здесь прошла новая встреча на ту же тему. Правда, уже под другим углом зрения. Но сначала научный сотрудник музея Нэлла Серкова остановилась на нескольких фактах, касающихся жизни Соловков в позапрошлом веке. Так, во время Крымской войны здешний монастырь обстреливали из пушек два корабля англичан. Это длилось 9 часов. Однако на стенах обители не появилось ни одного повреждения. Вот какой она была мощной, крепкой!
Прошлое столетие стало периодом расцвета Соловецкого монастыря. Он был одним из самых богатых во всей России. Казалось бы, и дальше обитель ждет благополучие. Но наступил 1917 год. Спустя несколько лет все острова Соловецкого архипелага превратились в огромную тюрьму.
В ней оказались и сызранцы. О судьбе двоих из них поведала начальник архивного отдела администрации г. о. Сызрань Елена Шонина.
— Сначала в Соловецком лагере находился мой прадед Яков Сергеевич Сидорин, — сказала она. — Он был родом из села Усинского. Там имелась школа. Многие сельчане были грамотными. Они читали, выписывали газеты. Это я к чему? К тому, что в 20-е годы, когда в деревнях шло раскулачивание, практиковались подметные письма. И устные доносы. Прадеда арестовали по нескольким пунктам 58-й статьи. Его сыновей начали принуждать к отречению от отца. Старший согласился. А младший — нет. Тогда его тоже сослали на Соловки. Оба сумели оттуда вернуться. Но вскоре ушли из жизни. Прадед, спасая лошадь в метель, замерз. Сын погиб на войне в 1941 году. Вот такая участь была у моих родственников.
…На большом экране идут кадры документального фильма о Соловках. Звучит негромкая музыка.
— В лагерь ссылали немало священнослужителей. Молиться, совершать службы им запрещалось под страхом пыток. Но люди все равно тайно делали это. Каким же образом? Сейчас узнаем, — говорит Нэлла Серкова.
Слово берут представители Сызранской епархии игумен Марк (Алексеев)и священник Алексий. То, что они рассказывают, потрясает. В нечеловеческих условиях, под угрозой расстрела священники исповедовали и причащали заключенных. Дарили им спокойствие, надежду. Делились своей силой духа.
Всего Соловецкий лагерь просуществовал 19 лет. Потом здесь была открыта школа юнг. В ней учился (а затем и служил на Соловках) наш земляк Константин Гнутов. На заседание клуба пришел его сын Сергей. Он поделился воспоминаниями отца. Во время службы тот жил в одной из бывших келий монастыря. Узенькая темная комнатка. Но без страшных находок. В других, случалось, обнаруживали человеческие скелеты. Служилось непросто. Климат суровый. Пропитание скудное. Однако впоследствии отец Сергея мечтал вновь побывать здесь. Не случилось. Не было у него такой возможности. Как и нет ответа на вопрос, чем же так притягательны эти острова? Вот загадка…