Незабываемая встреча состоялась в ЦБ им. Е. И. Аркадьева в прошедшую среду. Самарский художник, ученый, общественный деятель Александр Бондаренко представил читателям свою монографию по искусству, а также экспозицию графических работ «Слово в образе» (6+).
Открыла презентацию Татьяна Лисичкина исполнением на скрипке произведений Стивена Флаэрти и Иосифа Тамарина. Душа художника сразу же откликнулась на такую гармонию! Александр Иванович сообщил зрителям и музыканту:
— А вы знаете? Первая флейта появилась еще 38 тысяч лет назад! А вскоре — и наскальная графика. Потому что искусство явилось необходимым условием выживания человека!
Вот такая, казалось бы, необычная мысль. А тем временем всей своей монографией Александр Бондаренко доказывает эту гипотезу. Он дает искусству совершенно новое определение! Это гуманизирующий вид человеческой деятельности, выполняющий жизнесохранную функцию.
— Вы думаете, мне было не страшно предлагать такую интерпретацию достаточно устоявшегося понятия? Причем термин «искусство» постоянно упрощался. Одно из последних определений вы все знаете: это образное отражение реального мира. Но вот мы с коллегами задались вопросом, а почему наши далекие предки занялись рисованием? Что их побудило к этому? Исследовав всесторонне данную проблему, привлекая достижения самых разнообразных наук — археологии, антропологии, психологии, искусствоведения, философии, я пришел к выводу, что без искусства, формирования художественного сознания человек просто бы не выжил. Тот страх, который им овладевал в борьбе с крупными хищниками, стихией, раздавил бы, уничтожил его изнутри. И он начал наносить изображение на камни, переключая свои эмоции, успокаиваясь. Ну это я вам крупными мазками нарисовал картину!
Участники встречи услышали много интересных рассуждений художника и мыслителя относительно положения дел в высшей школе и необходимости ее реформирования. Залог успешного специалиста в любой сфере деятельности — это хороший фундамент, состоящий из знания языков и философских законов мироздания. Требует осмысления и современное искусство. Несет оно только эмоцию, которая вскоре забывается? Или же заставляет думать, размышлять, вырабатывать свое отношение к проблеме, поставленной художником?
Сам Бондаренко предпочитает писать глубокие философские работы, содержание которых открывается постепенно. Притягивают они прежде всего людей, подготовленных к восприятию сложных идей. Даже названия циклов, представленных в экспозиции, говорят сами за себя: «Колеса судьбы», «Мифы и легенды», «Наследие времени». Проявил себя мастер и как книжный иллюстратор (он ведь окончил Московский полиграфический институт). На выставке можно увидеть цифровую «литографию» — технику взяли в кавычки, так как это не классическое изображение с помощью камня и травления кислотой. Здесь использованы современные технологии цветной печати. Автор лично провел экскурсию по выставке, поясняя символизм в картинах. А зрители не переставали удивляться, как же это художнику удается на одном полотне вместить содержание 300-страничного литературного произведения! Здесь мы видим героев Льва Толстого, Уильяма Шекспира, Ильфа и Петрова, Александра Пушкина.
Практически все участники презентации выразили восхищение умом, талантом и мастерством Александра Бондаренко. Игумен Марк (Алексеев) отметил особый философский смысл представленных картин. Ведь Бог, Изряднохудожник, даровал и людям возможность творить. И Бондаренко очень правильно ею распоряжается! Александр Макаров и местные художники заинтересовались техникой письма. И автор с удовольствием поделился ее секретами. Разговор затянулся на 2,5 часа. И прервался он лишь потому, что гостю надо было возвращаться в Самару.
Выставка «Слово в образе» будет работать в ЦБ им. Е. И. Аркадьева два месяца.