Возможно, когда-нибудь люди будут спокойно обходиться без таких профессионалов, как Александр Шкермантов. Но пока даже один день их отсутствия на работе вызывает массу эмоций. Почему? Да потому, что Александр — водитель мусоровоза. И сегодня — герой нашей рубрики «Человек труда».
— Работа Александра очень важна, и он выполняет ее качественно. Если коротко, то ежедневно делает город чище, — сказал о Шкермантове начальник отдела транспортной логистики АО «Экопром» Глеб Попов. — После него и работы всего экипажа контейнерные площадки всегда прибраны. Кроме того, Александр ответственно относится к машине. Следит за ее техническим состоянием.
Мы договорились о встрече с Александром на утро. Приехали на одну из контейнерных площадок на Монгоре, где он уже закончил работу. И это была далеко не первая точка в его графике. Машина выезжает на объекты в восемь утра. Территория обслуживания — весь Юго-Западный район. Почти полсотни точек и 250 контейнеров! До восьми вечера все нужно сделать.
Итак, мы на месте. Я ожидала увидеть уже взрослого, очень опытного водителя. А из кабины нового специализированного КАМАЗа на землю спрыгнул молодой — 27-летний — мужчина. Уже почти пять лет он трудится водителем мусоровоза. Поэтому и мой первый вопрос Александру касался выбора работы. Что греха таить, престижной она не считается.
— А я считаю, что любая работа нужна, — сразу ответил он. — Моя, на первый взгляд, не видна, но становится очень заметной, когда по каким-то причинам мы задерживаемся или не выезжаем на маршрут.
Пять лет назад Александр начал работу в конце зимы. В это время снега во дворах много. А о том, какие условия для проезда там крупногабаритной техники, к тому же не очень маневренной, говорить не приходится. Попробуй проехать по территории, где припаркованы десятки легковушек. И где из-за снега на обочинах проезжая часть заужена.
— Проезжать приходится практически впритирку к другим машинам, — пояснил мой собеседник. — Бывает, они полностью перекрывают контейнерную площадку. Что делать? Сигналю, стараюсь взывать к совести людей. Иногда они реагируют. Но не всегда. В таких случаях приходится заезжать в этот двор еще раз.
Автомобиль, которым сейчас управляет Шкермантов, не первый в его практике. Ранее Александр работал на мусоровозе с боковой загрузкой. Пока краном поднимешь бак на 3,5 метра, перевернешь… А время-то идет. На новой машине — с задней загрузкой — процесс погрузки мусора значительно ускорился.
— И вместимость у нее большая, — добавил Александр. — За один рейс беру мусора почти из девяноста контейнеров. Кроме того, автомобиль оборудован устройством автоматического прессования. Благодаря ему все происходит быстро. Нажал кнопку — и готово.
Однако было бы неверно сказать, что работа водителя мусоровоза заключается лишь в том, чтобы приехать, подцепить бак, опрокинуть его в кузов, а затем отвезти мусор на сортировочную станцию на улице Образцовской.
Порой приходится потрудиться и с евроконтейнерами, поскольку скаты для них есть не на всех площадках. Требуется стаскивать емкости вручную и подкатывать к машине. А кто измерит вес бака, в котором, кроме прочего, могут быть строительный мусор, доски, обрезки деревьев? Даже плиты старых подоконников! Мало того что груз получается тяжелым, тут еще и машину вмиг сломаешь такими «бытовыми отходами». Поэтому от Александра прозвучала просьба к горожанам не складывать в контейнеры все подряд. А бытовой мусор не кидать мимо емкостей. Все это приходится собирать экипажу мусоровоза.
— И все же есть ли удовлетворение от работы? — спросила я Александра в заключение нашего разговора.
— Конечно, когда проехали маршрут, все сделали, — ответил он. — И хочу вернуться к вопросу непрестижности нашей работы. Думаю, наоборот, мы помогаем делать дворы и весь город чище, уютнее! Кстати, и вакансии у нас есть. К нам можно присоединиться, чтобы работать на благо Сызрани.
20 ноября в России отмечался День работника транспорта. В свой профессиональный праздник Александр Шкермантов тоже трудился: выполнял маршрутное задание по вывозу ТКО.