Первый лед очень опасен. Что нужно знать и делать во избежание беды?
В период становления льда вода замерзает, как правило, неравномерно, по частям. Сначала у берега, на мелководье (в защищенных от ветра заливах). А затем уже — на середине водоема. На озерах, прудах, ставках (особенно — на тех, куда не впадает ни один ручеек) лед появляется раньше, чем на реках, где течение задерживает его образование.
Скрепленный вечерним или ночным холодом лед еще способен выдержать небольшую нагрузку. Но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится очень слабым, хотя и сохраняет достаточную толщину.
Каковы же признаки так называемого тонкого льда? Серый, молочно-мутного цвета, ноздреватый и пористый. Такой лед очень опасен, так как обрушивается без предупреждающего потрескивания. Он может быть непрочным около стока вод, на течении (особенно — быстром), на глубоких и открытых для ветра местах, в точках выхода подводных ключей, под мостами, в узких протоках, вблизи районов сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий.
Какой должна быть безопасная толщина льда? Для уверенной переправы одного человека при температуре воздуха ниже нуля достаточно не менее 7 см, массовой пешей переправы — 15 см, для транспортного средства весом 0,8 тонны — 20 см, для автомобиля в 3,5 тонны — 25 см.
Никогда не выходите на лед в темное время суток. А также при плохой видимости. Например, если есть туман, снегопад, дождь.
Не проверяйте на прочность лед ударом ноги. Лучше делать это поленом или лыжной палкой. Если покажется хоть немного воды, значит, лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае нужно немедленно отойти по своему же следу к берегу. Причем скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч. Это для того, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
Убедительная просьба к родителям: не допускайте детей на лед водоемов (на рыбалку, катание на коньках) без присмотра.
М. Бородин,
государственный инспектор по маломерным судам
инспекторского отделения (Октябрьское)