Пятого октября в России отмечается День учителя. В преддверии праздника рассказываем об одной из педагогических династий Сызрани.
— Когда мы собираемся на семейные мероприятия, начинаем разговор о своих детях. Но потом он обязательно превращается в педсовет.
Так говорили люди, которых вы видите на фотографии. И удивляться тут нечему. Ведь все они — педагоги: Виктор Юрьевич Карев и его дочери Наталья Нестерова, Елена Дорина.
Родоначальником этой педагогической династии стал дед наших героинь Дмитрий Степанович Полоса. В годы Великой Отечественной войны после ранения он преподавал в танковом училище (ныне вертолетном).
Мы беседовали, нет, не в школе № 3, где работает младшая, Елена Викторовна. Там она ведет уроки в начальных классах, а также русский язык и литературу в среднем звене. Мы собрались в начальной школе гимназии. В уютном кабинете, где одна из хозяек — Наталья Викторовна. За столом учителя, как и положено, сидел Виктор Юрьевич.
— Вообще-то у меня техническое образование. Я специалист в сфере промышленной электроники, — с улыбкой говорит он. — В свое время окончил университет. Факультет электроники и автоматики. Работал на производстве инженером по ремонту оборудования. В 1985 году меня пригласили в политехнический техникум преподавать информатику. Тогда учителей этого предмета вообще не было. Да и технику приходилось ремонтировать. Начинали мы с двенадцати компьютеров. Плюс один — учительский. А в 1986-м нам оборудовали уже компьютерный класс.
Если папа стал педагогом не сразу, то для его дочерей эта профессия — настоящее призвание. Хоть они и смеются, что это, мол, мама Татьяна Дмитриевна, у которой не получилось стать учителем, воплотила в них свои мечты. И как! К примеру, Елена Викторовна не просто учитель. Она и и. о. завуча в своей школе, и руководитель окружного учебно-методического объединения учителей начальных классов, и региональный методист. Признается, что в школе так много интересного: конкурсов, мероприятий. Хочется все успеть.
— Постепенно все совершенствуется. Школа меняется, и мы вместе с ней, — говорит Елена Дорина. — Цифровизация? Спасибо папе: когда ей стали уделять внимание, мы уже все умели. И все успеваем. Это опыт!
Однако никакая цифровизация не сыграет большой роли без любви к детям. Смотрю фотографии Натальи Викторовны. Вот ее первый набор после педучилища. Девушке всего восемнадцать лет. Дети нарядные, собрались вокруг любимой учительницы стайкой.
— Помню всех своих учеников. Разве только ошибусь в годах набора, — смеется она и добавляет с гордостью: — Три мои выпускницы уже работают учителями начальных классов в Сызрани, а две получают образование. У Лены тоже есть последователи.
Что еще? Мои героини не делят детей по успеваемости. Не ставят перед собой задачу делать из них отличников. Говорят: двойки и тройки — совсем не показатель, что ребенок плохой. Так же, как пятерки — не знак успешности. И примеров тому много. Учителя не задают уроки на выходные дни. Говорят: «Родители своих детей и так не видят. Мы даем им возможность побыть вместе».
Да, нынешние дети гиперактивные. Учителю постоянно приходится что-то искать, придумывать, чтобы ребята слушали и слышали. Это отнимает много сил.
— Как их восстанавливаете? — спрашиваю учительниц.
— Благодаря тем же детям, — улыбается Наталья Викторовна. — Встретила, обняла их. Они поделились со мной своими историями. И уже все хорошо.
На прощание я попросила моих собеседников дать советы тем, кто только собирается стать учителем. Вот что они сказали:
— Это нелегкая профессия. Ей нужно отдавать много сил и эмоций. Не стоит думать, что придешь, отработаешь свои часы — и все. На самом деле ты постоянно на работе. Надо любить детей. Без этого работа превратится в мучение. Надо осваивать новые технологии. Если развиваться, то и учеба, и работа будут в радость.
Сегодня даже не буду перечислять награды своих героев, коих немало. Скажу лишь, что уже по традиции в день рождения Елены Дориной и Натальи Нестеровой их придут поздравить выпускники. Вновь будет тесно в небольших учительских квартирах. Но кто это заметит, когда всем друг с другом хорошо?!