Версия для слабовидящих
«Маскарад»: как клевета привела к трагедии - Волжские Вести

«Маскарад»: как клевета привела к трагедии

«Маскарад»: как клевета привела к трагедии

Итак, «Маскарад» (16+). Символично, что именно в год 210-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова спектаклем по его одноименному произведению Сызранский драматический театр открыл свой 106-й сезон.

Спектаклем сложным и даже жестоким. Но актуальным. Сейчас, как и во времена Лермонтова, а произведение написано в 1835 году, нередко любовь страдает из-за боязни измены, а зависть с удовольствием объединяется с коварством.

Вот и здесь клевета привела к трагедии. Бывший шулер, любимец женщин Евгений Арбенин (Владимир Калялин) остепенился, полюбил молоденькую Нину (Анастасия Землянская) и женился на ней. Но, став жертвой сплетен, интриг, убил ее. Изощренно отомстив при этом и мнимому сопернику князю Звездичу (Артемий Кондрашов).

— Если просматривать современные новости, создается впечатление, что все происходит здесь и сейчас, — поделился мнением режиссер-постановщик Александр Лебедев. — И об этом нужно говорить. Однако, когда речь идет о классическом произведении, понимаешь, что взрослые многое поймут, а вот у молодежи другой язык. Она мыслит иными критериями. Об этом мы тоже думали, когда работали над постановкой.

Судя по тому, как на происходившее реагировала девушка, сидевшая рядом с автором этих строк, молодежь все поняла. В том числе и задумку главного художника сызранской драмы Анны Митко. Декорации, которые она придумала, очень символистические. Большие рамы словно делят мир на реальный и потусторонний. Там все персонажи безлики, одеты в одинаковые черные плащи и грубые маски.

— Мне хотелось показать ту часть жизни людей, где они меняются, становятся одинаково порочными, — пояснила Анна Митко. — Это подчеркивает и зеркальный ломаный задник. За осколками мы не видим человеческой сути персонажей. Их поломанные души показывают и кривые маски, словно сделанные из тех же осколков.

В черный плащ в итоге облачается и Евгений Арбенин, одетый поначалу в белый костюм. Пожалуй, мы впервые увидели Владимира Калялина в такой роли. Мужчины, чье самолюбие возведено в абсолют. Лишь подозрение в измене жены делает его безжалостным. Как иезуитски спокойно бросает он супруге: «Я рад страданиям твоим», «Теперь молиться время, Нина», когда перед ним в муках умирает молодая жена.

— Как только я увидел фотографию Владимира Валентиновича, сразу понял, что он и есть Арбенин, — сказал позже Александр Лебедев. — И ему удалось создать нужный образ. Учитывая, что он продолжает работать над ролью, не сомневаюсь: его игра станет еще более выразительной.

Парадоксально, но при всем трагизме ситуации было жаль и Нину, и князя, и самого Арбенина.

— Актер обязан быть адвокатом своего героя. Иначе он не сможет его сыграть, — сказал Владимир Калялин. — Конечно, было непросто создать такой образ. Но я искал причины поступков в прошлой жизни Арбенина. О женщинах он судит по тем, кого встречал ранее. Вроде бы нашел настоящую, но малейшее сомнение — и он уверен, что она такая же. И его спокойствие при виде ее мучений — это тоже маска. На самом деле в его душе бурлят страсти.

Да, история трагичная. Но в спектакле есть и юмор. Кроме того, в канву повествования очень органично вплетены отрывки из других произведений Лермонтова («Бородино», «Дума»). Со сцены прозвучали даже строки из «Евгения Онегина» Пушкина. Зрители по достоинству оценили такой ход режиссера.

Спектакль был сдан в июне. По словам режиссера, к премьере артисты качественно выросли, сделали несколько шагов вперед в мастерстве. Стоит ли говорить о впечатлениях зрителей!

— Понравились и драматургия, и игра артистов. Даже не хочу выделять кого-то, потому что все были убедительны, — сказал после спектакля один из зрителей — Ашот Мурадян. — А то, о чем говорил Лермонтов почти двести лет назад, верно и сейчас: не стоит слушать никого и никогда из посторонних. Надо доверять своим близким людям.

Спектакль «Маскарад» только начал на сызранской сцене свою жизнь. Надеемся, она будет долгой.

Loading