В июне нынешнего года автор данных строк случайно попала на персональную выставку Ольги Лефлер «Как много смысла в тишине». Эта экспозиция была открыта в краеведческом музее. Представленные на ней картины буквально завораживали. Не оставалось сомнений, что их написала профессиональная художница. Однако все оказалось не так.
Ольга с детства любила шить и вышивать. У нее была мечта стать учителем. Нет, не технологии. В 70-е годы такие уроки назывались «Домоводство». Девочка очень хотела преподавать именно этот предмет. Чтобы потом все ее ученицы становились рукодельницами. Откуда у нее появилось такое стремление?
— От моего папы, — улыбается Ольга. — Он учил меня видеть красоту во всем. В узорах на крыльях бабочки, в блестящих листочках на дереве. Папа хотел стать художником. Но его отец сказал, что в семье нет денег на учебу. Поэтому папа работал сапожником. А в душе оставался романтиком. Ценил прекрасное и передал это восприятие мира мне.
Взрослея, Ольга уверенно шла к намеченной жизненной цели. Окончила техникум легкой промышленности. Получила профессию модельера. Но тут грянули 90-е. Оставаться в Киргизии, где на тот момент жила семья Ольги, она не могла. Переехала в Сызрань. Начала искать вакансию.
— Кем мне только не пришлось трудиться!.. Была кухонным работником, пекарем, продавцом… Но не оставляла свою мечту. Поступила на заочное отделение педагогического университета. И в конце концов стала преподавателем технологии. Это было счастье! — вспоминает моя собеседница.
Съемные квартиры, двое детей, переезды… Трудные жизненные обстоятельства. И вновь — отсутствие любимой работы. Узнав о том, что в краеведческий музей требуются сотрудники, Лефлер обратилась туда. Ее приняли. Именно здесь Ольга почувствовала потребность писать портреты.
— Я со всех сторон была окружена красотой. Стало невозможно оставаться вне ее. Начала создавать свои первые работы. Да-да! Не имея не только профильного образования, но и понятия о том, как это делается, — рассказывает Ольга.
Пастелью (потому что эта краска оказалась ей ближе всего) Лефлер рисовала своих дочек, мужа, друзей. Говорит, что в такие моменты испытывала непередаваемые, чудесные эмоции. Будто брала в руки маленькое солнышко и передавала его тому, чей портрет писала.
Ее работы действительно солнечные. Они такие светлые, радостные! А еще в них видны характеры героев. Один, это сразу понятно, добрый-предобрый человек. Другой явно со стальным внутренним стержнем. Третий — безмятежный, спокойный. А вот девчушка с русыми волосами, собранными в кокетливый хвостик. Она словно на пороге. Смотрит с улыбкой вдаль. Сколько у тебя впереди счастья, милая! Сколько замечательных открытий! Эх! Разве телефонный снимок сможет передать такие тонкости? Да ни в жизнь!
Но вернемся к персональной выставке Лефлер. Душевной, теплой. Профессиональной. Разве подумаешь, что она стала результатом внезапного увлечения Ольги живописью? Впрочем, почему внезапного? Просто оно пришло, немного запоздав. Накапливалось в сердце, зрело. И, наверное, ждало своего часа?
— Всякий раз, когда вижу, что работа удалась, думаю, как был бы счастлив мой папа, увидев ее. Отца давно нет в живых. Но он всегда рядом со мной. Не перестаю мысленно говорить ему спасибо. Уверена, что благодаря папе я и нашла свой путь в жизни. Да, поиск получился долгим. Но все, что происходило со мной, оказалось к лучшему. Может, еще и поэтому я сейчас так счастлива? — говорит Ольга.