Версия для слабовидящих
О вехах истории нашей малой родины - Волжские Вести

О вехах истории нашей малой родины

О вехах истории нашей малой родины

«Быть по сему» (0+). Так называется выставка, открывшаяся в краеведческом музее накануне Дня города. 

Возможность увидеть уникальные исторические экспонаты предоставляется не каждый день. А тут именно такой случай. Взять регулярный план Сызрани, утвержденный 220 лет назад. В нем интересно все: и сам документ, и резолюция «Быть по сему», написанная рукой императора Александра I в марте 1804 года. По сути, именно с этого плана город и начал приобретать свою структуру. Видно, что его центрами были монастыри и храмы. Именно от них расходились в разные стороны улицы, переулки…

На соседнем стенде — планы земель двух монастырей: Вознесенского мужского и Сретенского женского. Как они процветали! Первый, слава Богу, действует и ныне. Другой был закрыт в 1923 году. А потом уничтожен. Но остались старые снимки. По ним-то художник музея Виталий Варламов и сделал макет этой обители, который представлен на выставке.

Кстати, о макетах. Их здесь немало. Тут и торговые лавки Сызрани, и  купеческие дома. Например, каменный особнячок И. И. Арзамасова, что располагался когда-то на углу улиц Казанской  (ныне К. Маркса) и Реальной (Дзержинского). Очень красивое строение! Как и многие другие дома, тоже в свое время снесенные. Они были украшением сызранских улиц. Словно жемчужины единого колье. К счастью, красота его оказалась неутраченной. Это понимаешь, разглядывая макеты.

А вот старинные вывески страховых обществ, действовавших в городе в середине позапрошлого века. Таблички эти почернели от времени. Названия на них разбираешь с трудом. Но они все же читаются: «Надежда», «Возрождение от огня».

По соседству — домовые ключи и замки, дверные накладки. Тоже старые-престарые. Рядом — асфальтовые плиты с клеймом Печерского завода. Да, это не современные дорожные покрытия по передовым технологиям. Но почему они так притягивают взгляд? Своей монументальностью? Или тем, что позволяют тут же нарисовать в воображении замощенную улочку, по которой, громыхая, катит телега? 

Похожими магическими свойствами обладают, с моей субъективной точки зрения, все экспонаты выставки. Вот, к примеру, картины. Написаны они в наши дни известными сызранскими художниками Александром Леднёвым, Владимиром Петряшиным, Эдуардом Харитоновым, Марией Гавриловой. 

Казалось бы, какая тут связь с прошлым? А она — в сюжетах полотен. В изображении той же Преображенской церкви, ныне не существующей, но теперь благодаря картине узнанной и оставшейся в памяти. 

Деревянное зодчество Сызрани. Эти неповторимые, словно кружевные, наличники на окнах частных домов. Их тоже можно увидеть на выставке. И определить стиль неместных мастеров. Тех, что артелями приезжали из Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода отстраивать город после пожара 1906 года.

Много, много уникальных экспонатов. Собрать их вместе  стоило немалого труда. По словам заведующей отделом музейных коммуникаций Татьяны Бородиной, это оказалось возможным благодаря помощи директора местного филиала Центрального государственного архива Самарской области Аллы Косицыной и председателя Церковно-исторического совета Сызранской епархии игумена Марка. Такое сотрудничество и дало в итоге возможность всем горожанам узнать больше новой познавательной информации об истории нашей малой родины.

Loading