В Выставочном зале открылась экспозиция «Ах, баян!» (0+), которая будет действовать до 30 сентября. Наверное, не надо пояснять, какие экспонаты на ней представлены. Ясно, что речь идет о музыкальных инструментах.
Кстати, 25 августа в Самарской области — День баяна. Эта новая дата появилась год назад. Почему ее отмечают в последний месяц лета? Оказывается, именно в августе 1897 года самарский мастер Павел Чулков, создавший первую трехрядную гармонь, представил свое творение на кустарно-промышленной ярмарке в Туле. И получил за него серебряную медаль. Позже этот музыкальный инструмент стал называться баяном. Так его кличут и в наши дни.
У Павла Чулкова была в Самаре своя мастерская. Располагалась она на улице Дворянской (ныне Куйбышева) в доме купца Ермолая Елисеева. На выставке можно увидеть старинные фото, на которых запечатлены и сам мастер, и его рабочее помещение. Ох уж эти магические черно-белые кадры позапрошлого века! Они сразу переносят зрителя в прекрасное далеко. Как, собственно, и сами экспонаты. Всего их представлено восемь. Мало? Нет! За каждым — длинная история. Не всегда радостная.
Вот гармонь, сделанная в конце XIX века на тульской фабрике братьев Киселевых. Да, этот город славен не только оружием и самоварами. На тамошних предприятиях выпускали еще и замечательные гармошки. Устанешь перечислять, сколько наград они получили на всевозможных российских и зарубежных выставках! Фабрика процветала. Гремела. Но в 1918 году ее национализировали. Николай Сергеевич Киселев, один из владельцев, был жестоко избит «как классовый враг». Вскоре он скончался. Прежнее производство закрылось.
Однако вернемся к музыкальным инструментам Павла Чулкова. Одна его гармонь тоже есть на выставке. К слову, свое первое изделие Павел создал совсем молодым. В ту пору он не ведал, что одновременно с ним аналогичную кнопочную гармонь придумали и итальянские мастера. Но они трудились группой и держали технологический процесс в строгом секрете. А наш земляк дошел до всего в одиночку и не делал тайны из своей работы.
…Рассматриваем остальные экспонаты. Они родом из 60-80-х годов прошлого столетия. Одни потертые, старенькие. Другие поновее, понаряднее. Любопытно, а какое у них звучание? Данный логичный вопрос автор этих строк задала научному сотруднику краеведческого музея Юрию Моору, который вел экскурсию по выставке. Мой собеседник ответил, что в свое время он учился в музыкальной школе по классу аккордеона. У этого инструмента одна нота звучит как целый аккорд. Отсюда, кстати, и название. А баян «разговаривает» немного иначе. Вот так. И по залу полилась мелодия. Раздольная, сильная, светлая. Как душа хорошего человека.
Под такую музыку только и петь народные песни — вот о чем думаешь, внимая этим переливам. Петь, наполняя сердце красотой и душевностью. Надо же, какие возможности скрыты в привычном, казалось бы, музыкальном инструменте! И какая интересная у него история! Спасибо сотрудникам краеведческого музея — организаторам выставки, которые дали возможность узнать все это.