Свою работу Людмила Любовцева называет романтикой. Ведь место, где она трудится, находится на берегу Волги, на высоте двадцати метров. А ее «друг и напарник» — многотонный подъемный агрегат. Наша героиня работает в Сызранском речном порту машинистом портального крана.
В день нашей встречи, 15 августа, исполнилось ровно 24 года, как Людмила Владимировна стала работником речпорта.
— Отлично помню тот день, — говорит она. — Получила спецодежду. Пошла знакомиться с кранами. Моим наставником стала Марина Николаевна Гольдмахер. Кстати, она была первой женщиной-крановщицей в нашем порту. В этом году ей исполнилось 85 лет. А тогда она мастерски показывала, как и что нужно делать.
Да, у нее было чему поучиться, хотя наша героиня была уже совсем не новичком в своем деле. За плечами — шесть лет работы на заводе «Тяжмаш». Туда девушка пришла вслед за мамой и тетями — тоже крановщицами.
На заводе Людмила управляла мостовым краном. А здесь осваивала портальный. За два десятилетия успела поработать на всех кранах в порту. В том числе — на «Альбатросах». Одна из этих «птиц» и стала для нее настоящим другом, напарником.
— Мы нашли общий язык, — улыбается Людмила. — Сядешь в кресло, возьмешь рычаги… Их три. Двумя опускаем грейфер (грузозахватное приспособление), одним закрываем, опять двумя поднимаем.
Крановщица говорит, а ее руки в воздухе автоматически выполняют движения.
— Кран — мой коллега, — продолжает она. — Разговариваю с ним. Он меня слушает, старается не подвести.
На своем силаче Людмила Владимировна перегружает до полутора тысяч тонн грузов за смену! Щебень, песок, соль. Недавно двумя кранами за шесть дней освободили четыре баржи с гипсом. Это — 15,5 тысячи тонн.
— Поглядываем друг на друга. Если нужно, с другой стороны крутимся, — поясняет моя героиня. — Когда площадка уже заполнена, а гора выросла выше кабины, втаскиваем груз потихоньку. Начинаем придумывать: всякие «юбочки» изображать. Рассыпать так, чтобы все уместилось, а пирамида не разрушилась.
Грузить — это одно. А еще и за техникой безопасности следить нужно. Вся ответственность за нее лежит тоже на крановщике.
— Нам доверены сложный агрегат, жизни людей, — перечисляет Любовцева. — Не дай бог, если кто-то на площадку вышел с судна или берега. Мы, крановщицы, постоянно все контролируем. Особенно стараемся быть внимательными в ночное время.
— Людмила Владимировна — очень опытный работник. Знаю ее 21 год. Не припомню, чтобы она хоть раз подвела нас, — сказал главный инженер Сызранского речного порта — филиала АО «Порт Самара» Николай Коннов.
Многие думают, что зимой, когда Волга замерзает, краны в порту останавливаются. А вот и нет! Они продолжают работать. Перекидывают груз, заполняют железнодорожные вагоны, машины. В холодное время проводится и ремонт подъемной техники. Этим занимаются слесари совместно с крановщиками.
— Вся моя трудовая жизнь проходит здесь: в красоте, у воды, — сказала на прощание Людмила Любовцева. — Столько воздуха! Солнце! Каждый день мы его встречаем и провожаем. Романтика!