В галерее «Наследие» Александра Макарова открылась выставка «Окна». В новой экспозиции представлено более ста работ, выполненных местными художниками, фотографами, мастерами декоративно-прикладного искусства.
Объединяет все произведения тема домостроительства. И в самом его центре — окно, наделенное сакральным смыслом. Это — оберег от проникновения в дом тьмы, потусторонних сил. В искусстве окно выступает в качестве метафоры надежды, перемен, шага в неведомое.
Искусствовед Ирина Шейхина рассказала много интересного о символизме в деревянном зодчестве. Ведь Сызрань славилась своими искусными домами с завораживающей резной отделкой. Такие образцы оставили нам мастера прошлого после страшного пожара 1906 года. Ирина Александровна делится своими воспоминаниями:
— Старожилы мне рассказывали, что в 50-е годы прошлого века приезжающие в Сызрань по разным делам люди сравнивали ее с музеем под открытым небом! Так много было у нас замечательных образцов русского деревянного зодчества. Со временем дома ветшали, многие уже снесены. А те, что остались, покрываются сайдингом, резьба срубается. Так легче содержать здание. И сегодня многие шедевры можно увидеть лишь на картинах местных художников, которые оставили для нас эту красоту навсегда. Среди таких авторов Вера Евсеева, Марина Вавилкина, Юлия Русина, Надежда Тузова, Мария Гаврилова, Александр Михеев, Ольга Хрущёва.
Затем участникам вернисажа был показан фрагмент документального фильма, рассказывающий об истории русского деревянного зодчества и его символизме. Крестьяне затягивали оконные проемы слюдой или бычьим пузырем. Стекло стало доступным для этого сословия лишь в начале XIX века. А в ходе наполеоновских войн, в результате которых русский солдат прошелся по Европе, наши предки увидели, как причудливо можно оформлять свои дома.
В России сложились традиции, тяготевшие к славянскому символизму. Жилище — своеобразная картина мира. Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил: тверди и хлябей небесных, Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.
Выступил перед участниками вернисажа и Алексей Ерыбашев, сотрудник краеведческого музея. Он сам живет в деревянном доме бывшего полковника царской армии, построенном в 1906 году. Алексей Сергеевич самостоятельно занимается подновлением деревянной резьбы. Он весьма увлекательно рассказал о технологии производства таких работ, инструментах, при этом используемых. К последним относятся узенькая прорезная ножовка, долото, а еще пёрка — круглое сверло для дерева. Конечно же, специалист и ценитель старины тоже сетовал, что прямо на наших глазах исчезает «кружевная» Сызрань.
Ирина Шейхина пояснила также, что после того памятного пожара в Сызрань приехали мастера из разных уголков России. Поэтому столь разнообразно украшены дома, построенные позже. В них читаются стилистика деревянной резьбы Ярославской, Костромской, Нижегородской губерний, а также Урала и Сибири (прежде всего г. Томска). Но, по словам Ирины Александровны, были и сызранские мастера! Это Я. Ф. Варламов, несколько поколений Панкратовых, Н. С. Панюхин, Ф. П. Столяров, А. Н. Оськин, А. Н. Балдуев, Ф. Ф. Думцов, братья Бабошины и др. Более того, Ирина Шейхина полагает, что изобретение местных мастеров (их фирменный знак!) — так называемые «журавли». В такой элемент они превратили барочные волюты в верхнем наличнике.
Выставка «Окна» представляет широкую палитру произведений, отражающих жилищное убранство нашей старинной Сызрани, и является замечательным подарком горожанам и нашим гостям!