Вы заходили в прошлую пятницу в краеведческий музей? Если нет, то зря. Было очень интересно. В тот день посетителей здесь встречали представители сызранского купечества. Они под белы рученьки вели земляков к чайному столу. А на нем… Сахарная голова, конфеты-бараночки, варенье, разрезанный арбуз. И, конечно, самовар.
Заинтересовались? Ладно, долой интригу: 19 июля в музее открылась выставка «В гостях у самовара» (0+). Около 20 фондовых предметов разместились на стеллажах подготовленной на эту тему экспозиции. Ярким плюсом сюда добавилось уже упомянутое интерактивное представление. Кроме зрелищного, оно было еще и познавательным. Согласитесь, ведь любопытно узнать, что в дореволюционной России чай из чашек пили только женщины. Мужчины употребляли этот напиток из стаканов. Кстати, случалось, что, кроме заварки, они подливали в воду алкоголь. Нет, тогда не знали слова «коктейль». Подобная манипуляция именовалась «выпить чайку с адвокатцем».
Однако продолжим. К чаю подавали сахар. Но, поскольку он дорого стоил, в бедных семьях на него просто смотрели. Это называлось чаевничать вприглядку. Те, кто побогаче, ели сахар крошечными кусочками, запивая его. То есть баловались чайком вприкуску. А самые зажиточные опускали сахар прямо в чай — внакладку. Давайте применим данный показатель благосостояния к сегодняшнему дню. Выходит, мы — финансовые тузы?
Но вернемся к главному — самоварам. Старший научный сотрудник музея Татьяна Мишина, которая вела экскурси, сопровождала каждый экспонат выставки интересной историей.
Гид начала с истоков. Оказывается, самовар зря считают русским изобретением. Прибор, похожий на него, был известен еще в Древнем Риме. Да и китайцы давным-давно знакомы с этим устройством. Они называли его «хо-го», что означает «огненный котел». Не осталась в стороне от использования подобной «машины» и Европа.
— На нашей выставке представлена бульотка. Этот старинный предмет сделан в Германии. Он тоже относится к семейству самоваров. В бульотке готовили не только чай, но и пунш, глинтвейн, — рассказывает Татьяна Мишина.
А вот непосредственно и сами виновники торжества. Видим два самовара братьев Баташевых. Фабрика этих тульских мастеров считалась одной из самых известных в России. На ней производились самовары разных форм: в виде шаров, ваз… Всего 54 модели. Но самыми популярными фасонами были банка и рюмка. Они и представлены на выставке. Кстати, тульские умельцы никогда не использовали для создания своих изделий переплавленный металл. Баташевы заказывали только первосортные листы меди определенной толщины. Конвейерная сборка ими тоже не практиковалась. Лишь ручная работа.
Ни одна выставка в России и за рубежом не обходилась без продукции фабрики Баташевых. Она отмечена многими медалями. В том числе полученной в Париже в 1904 году.
А вот самовар фабрики Капырзина. Он тоже из Тулы. Экскурсовод рассказывает, что на этом предприятии ассортимент был еще больше. Здесь выпускалось 100 видов изделий в стиле рококо, ренессанс. Ручки на простых самоварах изготавливались из яблони и ореха. Для более дорогих — из слоновой кости.
…Самовар торгового дома братьев Шемариных. Знаменитое производство. В нем было занято более 700 человек. Годовой оборот — 400 тысяч рублей. Немалые по тем временам деньги! Отдельные экземпляры самоваров имели до 20 медалей! Самая известная — в виде свитка. На нем написано, что фабрика является поставщиком персидского шаха.
Нельзя пройти мимо самовара, выпущенного на фабрике братьев Воронцовых. Снаружи он позолочен, а внутри посеребрен. Изделию много лет. Время не сохранило его в первозданном сияющем виде. Как, кстати, и стоящие в витринах сопутствующие предметы. Например, молочники. Или коробочки, в которых когда-то хранились конфеты. О, эти молчаливые свидетели былого! Почерневшие от времени, со стертыми картинками. Но теплые, близкие, душевные. И всегда прекрасные, невзирая на возраст.
На выставке вы обязательно наполнитесь хорошим настроением, доброй энергетикой. И не только. Узнав много интересных фактов из рассказа экскурсовода, вы непременно почувствуете гордость за русских мастеров, которые прославили выпускаемую ими продукцию на весь мир. А также сделали ее обязательным спутником доверительных, неторопливых бесед, гостеприимства. То есть символом мира и спокойствия.