Воспоминания детства. Раннее зимнее утро. На улице еще темно. Мама ведет Лену за ручку в детский садик. Мороз, но девочке он не страшен. Кроме пальто, на ней валеночки, шерстяные шапочка, шарф. Все такое мягкое, уютное, милое…
— До сих пор помню ощущение надежного тепла, которые дарили те вещички. Наверное, поэтому я и стала потом мастерить разные изделия из войлока. Правда, это случилось не сразу. Искать себя пришлось долго, — признается Елена Ананская.
К ее яркому летнему платью и июльскому загару очень подходят надетые украшения: красные бусы, сережки, браслет. Что? Они скатаны из войлока? Невероятно!
— У нас в семье этим материалом занимались дедушка и папа. Отец вообще был очень творческим человеком. Помню, принесет из леса какие-то веточки и давай из них создавать разные скульптуры, вазы… Он умел все! В том числе и шить войлочную обувь, — рассказывает Елена.
Казалось бы, она должна была продолжить семейную традицию с юных лет. Однако у девушки имелись другие увлечения. Живопись, батик, роспись по стеклу. Квиллинг (бумагокручение). Народные куклы.
Но как-то раз Елена увидела панно в технике сухого валяния. Оно пробудило те самые детские впечатления. По словам моей героини, с ней что-то произошло на уровне генной памяти. И…
Ананская показывает часть своих работ. Брошка в виде божьей коровки, забавные маленькие игрушки, сумка, картины. О последних надо сказать особо. Представьте нарисованный пейзаж. Цветущий луг с травами, которых едва касается порхающая маленькая бабочка. И над всей природной благодатью — синее небо.
Смотришь на эту красоту, умиляешься ее доверчивой чистотой и гадаешь, какими красками она создана. Акварелью? Маслом? Спрашиваешь об этом автора. А та смеется. Предлагает взглянуть на картину поближе, провести по ней рукой. И понять, что каждая травинка на ней, каждый цветочек-лепесточек сделаны из войлока.
Получив разъяснение и внутренне изумленно ахнув, рассматриваю другое войлочное полотно. Дерево, на нем — скворечник. Рядом на ветке — две птички. Они явно поют. Вон как самозабвенно закинули головки. Только горлышки видны. Поют, поют! Прославляют весну.
Пернатые из еще одной аналогичной работы кричат «ура» уже зиме. И это логично, ведь они снегири. Устроились на кустике рябины, в окружении ягод и падающих снежинок. Такие важные!
Поистине, войлок удивителен. Какие чудеса из него могут творить умелые руки! Бонус: материал приятен сам по себе. Он словно напитан какой-то особенной энергетикой. Впрочем, чему удивляться? Исходное сырье — шерсть. Она сострижена с живых овечек. Вероятно, в этом все дело.
Однако вернемся к традиции. Разумеется, Елена была бы рада видеть среди ее продолжателей свою дочь. Но не получается. У девушки другие предпочтения. Хотя мама не теряет надежды, что дочка впоследствии обязательно проявит интерес к семейному ремеслу. Как это случилось и с самой Еленой. Просто нужно время.
А пока Ананская передает эти навыки своим ученикам. Елена Юрьевна трудится в детской школе искусств № 3. С 2014 года она возглавляет там отделение декоративно-прикладного искусства. У нее 40 подопечных. Моя героиня учит ребятишек создавать красоту. В том числе при помощи войлоковаляния — древнейшего текстильного искусства. Во все века у него были свои приверженцы. Как видим, существуют они и сейчас. Разве рукодельные традиции могут исчезнуть? Да ни за что! Их непременно продолжат. Если не дети мастеров, так ученики.