Кто сказал, что оперетта — искусство легкомысленное и простое? Да, она жизнерадостна и легка в восприятии. Но это ничуть не отменяет сложных партий и виртуозности их исполнения. В чем зрители убедились на концерте «Оперетта и не только…», представленном артистами Центра музыкального искусства и культуры на сцене Сызранского драмтеатра.
Днем рождения жанра считается 5 июля 1855 года. Именно тогда основоположник данного направления — французский композитор Жак Оффенбах — открыл свой маленький театр Буфф-Паризьен в Париже. Об этом и многом другом из истории оперетты, а также мюзиклов зрителям рассказала ведущая концерта Марина Баринова.
В тот вечер зрители услышали отрывки из самых известных произведений этих жанров зарубежных и отечественных композиторов. Пожалуй, самое большое впечатление на зрителей произвел муниципальный оркестр русских народных инструментов под управлением заслуженного работника культуры РФ Сергея Иванченко. Необходимое пояснение. Все прозвучавшие композиции написаны для симфонического оркестра. Раскрыть музыкальные темы призваны скрипки, виолончели, кларнеты… Здесь же звучали домры, балалайки, баян… И как! Тонко, изящно в увертюре к опере «Орфей в аду» Жака Оффенбаха. Вкрадчиво, плавно, заполняя музыкой все вокруг, — в «Лунной серенаде» Гленна Миллера. И совершенно неудержимо в «Сильве» Имре Кальмана (выходной арии Сильвы и песне Бони).
— С одной стороны, оперетта и мюзикл — это музыка демократичная, легкая, — сказал Сергей Иванченко. — В то же время произведения, которые мы играли, сложные. Относятся к высшей категории. Нам пришлось изрядно поработать на репетициях. И я рад, что коллектив справился с задачей.
К сожалению, в совместных номерах с солистами не все получилось, как было задумано. Но несравненно больше было прекрасных мини-спектаклей. Таким становился каждый выход Галины Фирсовой. Вот она Элиза из мюзикла «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу. Или Сильва. Или Пепита — героиня оперетты «Вольный ветер» Исаака Дунаевского. Чем сложнее партия, тем красивее звучал голос певицы, давая возможность зрителям услышать все оттенки великолепного сопрано.
Галину Фирсову поддержали два баритона: давно любимый зрителями Эдуард Лиманский и молодой солист сызранской филармонии Николай Поляков. Они показали также разные образы. А вот в роли Мистера Икс из «Принцессы цирка» выходили оба. Эдуард Лиманский исполнил самую известную, полную драматизма арию: «Да, я шут, я циркач… Так что же?» Тему одиночества героя продолжил Николай Поляков. Публика сопереживала и его Мистеру Икс, когда он с горечью обращался к городу, где мог быть счастлив: «Я покину тебя, Париж».
Однако завершилось музыкальное пиршество, как и подобает в оперетте, на мажорной ноте. Здесь — отрывком из бессмертного творения Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Солисты и оркестр исполнили тост князя Орловского.
Поднимали чашу и «…за дружбу нашу». К чему это я? К тому, что в Сызрани живет немало поклонников оперетты и мюзикла. Было бы любопытно услышать и другие произведения этих жанров в исполнении артистов сызранской филармонии.