Сегодня, 2 апреля, отмечается Всемирный день распространения информации об аутизме. К сожалению, этому заболеванию подвержено немало детей. Так, в Сызранском филиале школы-интерната № 2 г. о. Жигулевск обучаются 50 ребят с расстройством аутистического спектра.
Представьте ситуацию. Магазин, в котором много покупателей. В том числе — с детьми. Вдруг один ребенок начинает странно себя вести. Родители пытаются его успокоить, но у них это плохо получается.
Как поступят в таком случае окружающие? Не сомневайтесь, они начнут давать советы папе и маме. А то и возмущенно критиковать их. Мол, куда смотрят? Почему так плохо воспитали свое чадо?
— Между тем все может обстоять совсем по-другому. Дело в том, что подобное поведение ребенка свойственно аутисту. Это особенные детки. У них иное восприятие мира. И когда им плохо, они сообщают это на своем языке, — объясняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе упомянутого образовательного учреждения Елена Панюхина.
Моя собеседница добавляет: дескать, бытует мнение, что такие ребятишки рождаются в неблагополучных семьях. Потому-то их родители испытывают порой неприязненное отношение к себе со стороны общества. Это глубокое заблуждение. Ребенок с названным ограничением возможностей может появиться на свет и в крепкой, здоровой семье.
— Наша задача — развивать социальные навыки таких детей. Приучать их адекватно выражать свои эмоции, соблюдать общепринятые правила. То есть включить в активное взаимодействие с окружающим миром. И, конечно, помочь родителям аутистов наладить с ребятишками правильный контакт, — говорит Елена Панюхина.
С этой целью проводятся различные мероприятия. Так, 29 марта воспитанники школы стали участниками игры «Шаг навстречу», включенной в программу VIII Всероссийского инклюзивного фестиваля #ЛюдиКакЛюди, площадкой которого от Самарской области выступает Региональный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра.
Как это выглядело? Очень занимательно! Сначала ребятишки сплясали веселый танец с Зайчишкой — большой ростовой куклой. Затем приступили к выполнению заданий квеста. Например, быстро строили домик из мягких кубиков. Или ловко преодолевали тоннель. Самый важный момент: все это делалось при поддержке родителей. И, разумеется, под контролем педагогов.
Наблюдаю за происходящим. Дети разрумянились. Бегают, прыгают, смеются. Родители смотрят, и на их лицах расцветают улыбки.
Знакомлюсь с Татьяной М., мамой десятилетнего Вани.
— Я не могу повести сына на какое-то общегородское детское мероприятие, а ведь ему так хочется! И чтобы мама была рядом. Поэтому такие игры здорово выручают. Спасибо педагогам. Гляжу сейчас на Ваню и вижу, какой он счастливый. Значит, я счастлива вдвойне, — говорит Татьяна.
— Я тоже очень благодарна педагогам школы, — вступает в разговор Екатерина Б. — Моя дочка Кристина многому здесь научилась. А такие мероприятия, как сегодня, — это нечто выдающееся! Подобные совместные игры нужны не только детям, но и нам, родителям. Мне, например, они помогли лучше понять своего ребенка. Словом, принесли огромную пользу.
О педагогах. Знаете, кого они мне напомнили? Добрых птиц с распахнутыми крыльями. Готовых в любой момент подхватить своих птенцов, прийти им на помощь. Завершая мероприятие, руководитель филиала школы-интерната Ольга Панова поблагодарила родителей за их терпение и мужество. Говорила она также добрые слова и в адрес коллег. Безграничная любовь к детям — вот что свойственно прежде всего представителям профессии учителя. Это видно сразу. Наверное, потому-то автору данных строк приятно было наблюдать не только за детками (такими веселыми во время игры!), но и педагогами.