Врач-психиатр детского отделения Самарской областной клинической психиатрической больницы Екатерина Якупова:
«Использование гаджетов влияет на психическое и физическое развитие ребенка.
Как это отражается на когнитивных функциях и навыках?
ухудшается кратковременная память
медленнее развивается понимание и использование речи
подросток меньше контактирует с родителями и со сверстниками
возникают проблемы с поведением в ситуации ограничения пользования гаджетом (ребëнок «истерит», агрессирует, манипулирует родителями).
Какие отмечаются последствия для здоровья?
угнетается выработка мелатонина
снижается общее время сна —
время здорового отдыха
ухудшается зрение.
Фаббинг- это поведение, когда во время общения с другим человеком собеседник отвлекается на гаджет. В результате повышается риск развития депрессивных и тревожных состояний, нарастает замкнутость и отстранённость, проблемы с коммуникацией.
Такое поведение со стороны родителей ухудшает отношения с ребёнком: вместо качественного времени вместе взрослый постоянно отвлекается на телевизор или телефон.
Все перечисленные выше проблемы приводят к нарушению в социальной, семейной и других сферах, снижается качество жизни всей семьи. Получается порочный круг: «Ребёнок ведёт себя не так, как угодно родителю
ему дают гаджет
чтобы получить гаджет, надо вести себя неугодно!»
Как избежать таких ситуаций?
Личный пример.
Необходимо пользоваться гаджетами в установленное время. Правила пользования гаджетами общие для всех членов семьи.
Ограничение экранного времени.
— до 2 лет — совсем не использовать гаджеты
— до 5 лет — не более 2 часов в день
— с 6 лет и старше — использовать в нужном объеме по договоренности в семье.
Совместное использование.
Вместе начинать и вместе завершать использование гаджетов. Выбирать контекст по возрасту ребенка, обсуждать увиденное, не избегая неудобных тем и вопросов.
Полезные привычки.
Предлагать больше совместных занятий помимо гаджетов. Отключать гаджеты за 1-2 часа до сна, не использовать телевизор фоном».