Сложно выразить словами масштаб трагедии, разыгравшейся вечером 22 марта в подмосковном концертном зале «Крокус Сити Холл». Невозможно измерить глубину сострадания к жертвам террористов.
В России в память о погибших был объявлен национальный траур. В Самарской области приспустили государственные флаги. Постановлением губернатора Дмитрия Азарова 23 и 24 марта объявлены днями траура «в связи с трагическими событиями, приведшими к человеческим жертвам в Белгородской и Московской областях». Сразу же после теракта со словами поддержки к пострадавшим обратился глава города Анатолий Лукиенко:
— От себя лично и от каждого жителя Сызрани выражаю самые искренние соболезнования родным и близким погибших. Желаем скорейшего выздоровления пострадавшим. Уверен, что совершившие это бесчеловечное преступление понесут заслуженное наказание.
Сызранцы восприняли эту беду как личную. В православных храмах и мечетях города прошли молебны о пострадавших. У подножия Спасской башни кремля сразу возник народный мемориал. Там лежали цветы, игрушки, горели свечи.
Суббота, 19.20. Я пришла попозже: думала, никого не будет. Ошиблась! Подъехала машина. Из нее вышли парень и девушка. Положили гвоздики. Постояли молча. Вернулись к машине. Следом подошли несколько женщин. Затем — супружеская пара.
— Как только узнали про мемориал, сразу же пришли сюда, — сказала Наталья. — Чем мы сумеем помочь? Своим сочувствием к пострадавшим. Сейчас, как никогда, хочется поддержать наших людей и быть ближе друг к другу.
24 марта уже все подножие башни утопало в цветах. Рядом лежали записки со словами поддержки. Подруги Люба (12 лет) и Лина (14 лет) зажигали свечу.
— Вчерашнюю заложили цветами. Вот, принесли новую из церковной лавки, — сказали девочки. — Почему пришли? Стало обидно за людей, которые хотели просто отдохнуть. Среди них были и наши ровесники.
Светлана приехала вместе с дочкой и сыном.
— О случившемся узнала дочь из соцсетей, — поделилась она. — Я все детям объяснила, и мы решили прийти сюда. Положить цветы в память о погибших.
— Мы не спали всю ночь, — поделились супруги Александр и Елена. — У нас тоже дети. Мы вместе ходим в общественные места. Террористы должны получить свое. А тем, кто не растерялся, помогал другим, большое спасибо.
— Сразу вспомнился 2002 год — теракт на Дубровке, «Норд-Ост», — говорили супруги Александр и Юлия. — Но там боевики держали людей в заложниках, выдвигали требования. Спецслужбы имели время для спасательной операции. А здесь эти нелюди шли просто убивать. Это ужасно. Однако мы стараемся не впадать в отчаяние.
В том, что одна из целей заказчика теракта — посеять страх, уверен и настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Феодоровская» игумен Марк. За некоторое время до тех трагических событий он был в Театральном центре.
— Всегда думаю, что в тот момент мог оказаться там, — сказал он. — Сейчас, находясь в людных местах, обязательно смотрю, где расположены запасные выходы. Горько за людей, которые пострадали в Красногорске. И все же, помня о произошедшем, нужно продолжать жить. Достойно, творить добро. Сейчас нам нужны сплочение и поддержка. А верующим — усилить молитву. Особенно теперь — в Великий пост.
Среди тех, кто в эти скорбные дни пришел к мемориалу, были и представители национально-культурных автономий Сызрани.
— Трудно найти слова, чтобы выразить чувства, которые сейчас испытываешь. Вместе со всей страной мы переживаем это огромное горе. Уверен, что оно не разобщит нас, а сплотит еще сильнее, — сказал председатель городского Совета национальностей Иван Кистанов.
Руководитель сызранской армянской общины Андраник Овсепян кладет к мемориалу красные розы. Рядом с ним его семья — жена и трое детей. Старшей дочери Аделине — 18 лет.
— Мы никогда не узнаем, что чувствовали безвинные люди, погибшие 22 марта, — негромко произносит девушка. — Это можно только представить. А ведь там находились еще и дети, подростки. Они со своими родными пришли на концерт. А их расстреляли. Не могу больше говорить. Очень тяжело на душе.
Цветы к мемориалу кладет атаман Сызранского станичного казачьего общества Владимир Рябцев.
— В нашей станице 70 человек, — говорит он. — Не все смогли сегодня прийти сюда. Но от лица казаков, в том числе и тех, кто находится сейчас в зоне СВО, я выражаю глубокие соболезнования родственникам погибших в теракте. Безмерно жалко людей. Надо сделать все, чтобы такое жуткое событие никогда не повторилось.
Что можем сделать мы? Наверное, у нас нет другого выхода, кроме как продолжать дело, вверенное нам, — быть полезными людям, любить своих близких, заботиться о них. И помнить…