О чем хочется говорить с наступлением весны? Конечно, о любви! В «Театральной гостиной» сызранской драмы актриса Мария Зинова представила зрителям авторский моноспектакль. А точнее — литературно-музыкальный перформанс «Люболь»!
«…Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле». Эти строки Анны Ахматовой (1917 год) тоже легли в канву художественного повествования. По сути — действа, сотканного из чувств, заключенных в стихотворениях, письмах, эссе, романсах. Они увидели свет в разные литературные эпохи. Золотой и Серебряный века русской поэзии, шестидесятые годы двадцатого столетия. Со сцены звучали Тютчев, Пушкин, Тургенев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Набоков, Платонов, Татьяничева, Анненский, Тушнова. Остроты восприятия этого добавляла живая музыка флейты и гитары. В такт звучали вальс Свиридова (фильм «Метель», 1964 год), «Гори, гори, моя звезда» Петра Булахова на слова Владимира Чуевского (1846), «Я ехала домой…» Марии Пуаре (1905)…
— Мне хотелось провести зрителя через все эпохи, — сказала Мария Зинова. — Меняются время, нравы, люди… А чувства неизменны. То, что было актуальным три века назад, актуально и сейчас. Потому и мой лирический герой — образ собирательный. У него нет имени, нет пола, нет возраста — всем и всеми управляет любовь.
«И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света», — звучали слова Иннокентия Анненского, написанные в 1909 году. В тот вечер зрители слышали известные фразы. И в то же время — словно незнакомые.
— Это новое и неожиданное прочтение знакомых для меня вещей, — делилась впечатлениями после спектакля одна из зрительниц — Светлана. — Получилось изумительно.
И правда. Стихи затронули струнки души в каждом зрителе. «Это мы учили с мамой в школе», — говорили одни. «А это любимая песня моего дедушки», — вспоминали другие. Стихи, как якоря, вытянули из уголков души дорогие воспоминания. А кого-то заинтересовали малоизвестные авторы. Кроме того, находясь в метре от актрисы, зрители будто сами стали участниками действа.
— Так и есть, — подтвердила Мария Зинова. — Зритель — главный человек в театре. От него зависит то, какой получится постановка. Я играю от зрителя. И это уже не моноспектакль. А ты и еще сорок человек. Вижу глаза каждого. Чувствую, как человек посмотрел, как отреагировал на фразу, как ее проживает. И я в этот момент живу с ним. Следующая фраза — и уже другой зритель. Так каждый раз получается что-то новое. Сейчас мне очень приятно, что пришедшие зрители оказали мне доверие. Позволили говорить с ними на моем языке. По их реакции я поняла, что доверие оправдала.
Хочу отметить, что обычно Мария Зинова пишет оригинальные тексты, не обращаясь к творчеству других авторов. Как сказала сама актриса, ей стало немного обидно, что молодежь не знает классические произведения. Хочется развивать зрителей. Позвать школьников. Увидеть, как они будут реагировать.
«Люболь» — спектакль про восприятие жизни. Предложение зрителям наполнить чувствами себя. Он и завершается словами Вероники Тушновой, написанными в 1962 году: «…А мне говорят: нету такой любви. Мне говорят: как все, так и ты живи! А я никому души не дам потушить. А я и живу, как все когда-нибудь будут жить!» Занавес. Звучит флейта.