Сегодня в рубрике «Человек труда» мы расскажем сразу о трех героях. Сами себя они называют «бойцами невидимого фронта». В то же время ни один спектакль, ни один концерт в Сызранском драматическом театре не обходятся без них: заведующего сценическим хозяйством Алексея Семенова, монтировщиков сцены Владимира Мурскова и Михаила Родионова.
— Их работа, в отличие от актерской, световой, звуковой, визуально незаметна, — подтвердил директор сызранской драмы Сергей Салмин. — Однако все то, что зритель видит на сцене и в фойе театра, без них не могло бы быть. Без монтировщиков сцены театр вообще не сможет жить. Сейчас у нас собралась команда профессионалов, на которых можно положиться. Без них не проходят обсуждения новых спектаклей. Им предстоит заниматься постановкой декорации. Поэтому мнение каждого очень важно.
Сцена — это большой организм. Только стоя за кулисами, понимаешь, какой он сложный. Сколько вспомогательного оборудования включает в себя. Галереи, переходные мостики, портальные кулисы, колосники, штанкеты… Об этом — чуть подробнее. Первые мостики находятся на высоте шести метров, вторые — восьми, третьи — десяти. Колосники (решетчатый настил под потолком для крепежа элементов оформления) — это уже 13 метров. И полновластные хозяева здесь — монтировщики сцены. Это они крепят декорации. На установку сложных, громоздких уходит до пяти часов!
— На техсовете решаем, какие из декораций будут подвешены, какие стоять, — пояснил Алексей Семенов. — Все рассчитываем. Ищем компромиссы. Стараемся сделать так, чтобы, с одной стороны, выполнить задание. А с другой — обеспечить безопасность. На сцене за нее отвечаем мы.
Профессия монтировщика сцены, безусловно, связана со знанием театрального искусства. Без этого никак! Но еще важнее — знание механики, физики, математики. Например, в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын» на сцене стоит двухэтажный дом в натуральную величину с балконом, деревянной лестницей. Монтировщики сцены досконально продумывали, как актеры станут по ней подниматься, как вообще закрепить конструкцию, чтобы все было безопасно.
Опыт в этом — большое дело. И нашим героям его не занимать. Михаил Родионов трудится в этой сфере свыше тридцати лет. Владимир Мурсков, Алексей Семенов — более десяти. Говорят, что понимают друг друга до секунды. Если прозевал, то может быть несчастный случай.
А еще практически каждый новый спектакль требует свежих технических решений. Сколько идей принадлежит Михаилу Родионову! Одна из них — новый крепеж канатов штанкетной системы — «крокодил». По чертежам его изготовили на «ТЯЖМАШе». В отличие от системы с палочками, «крокодил» позволяет закрепить канаты в одну секунду. Что это значит? Что березовая роща выплывет на сцену точно в момент лирической сцены, а полупрозрачный занавес вовремя опустится и создаст другую реальность.
Родионов же смастерил «дорожку» на штанкете. Это горизонтальная опускающаяся труба, на которую крепятся кулисы и т. д. «Дорожка» работает по принципу гардины с двигающимся механизмом и открывает больше возможностей для декораторов.
— Порой чувствуем себя немного волшебниками, — улыбнулся Владимир Мурсков. — В спектакле «Проделки попугая Андроши», по задумке режиссера, требовалось, чтобы кошка пролетала через весь зал от балкона до сцены. Мы рассчитали длину троса, закрепили его концы, смастерили подвижную систему из роликов и блоков. На карабины прицепили кошку, изготовленную бутафорами. Для смещения тяжести внутрь зашили песчаный груз, чтобы он тянул кошку вниз. Четыре дня доводили процесс до совершенства. В итоге получалась сказка.
Партитура для монтировщиков сцены расписана по фразам. Прозвучала нужная реплика — смена декорации. Бывает, актеры забывают слова, тогда закулисные боги спасают ситуацию. А еще они носят декорации, на гастролях приспосабливаются к нестандартным сценам.
Профессия наших сегодняшних героев не на слуху. Их имена зачастую неизвестны. Но, придя в театр, имейте в виду: если из ничего появляется что-то, значит, где-то рядом находятся те самые бойцы невидимого фронта — монтировщики сцены.