Какова роль культуры и образования в патриотическом воспитании городского сообщества? Что делается в этом плане в Сызрани? Над чем еще предстоит работать? Такими были темы заседания Общественной палаты под председательством Галины Романовой. В нем участвовал заместитель главы города — руководитель аппарата администрации Алексей Романенко. Заседание состоялось в минувшую среду, 29 ноября.
Сначала слово взяла заведующая научно-исследовательским отделом краеведческого музея Лидия Куракина. Речь шла об определении понятия «патриотизм». Вроде бы смысл его понятен. Это любовь к Родине. Другой вопрос, в чем она выражается? В привязанности к определенной территории? Или в более глубоких чувствах?
— Любовь к Отчизне должна проявляться в знании ее истории. В гордости за свою страну, уважении ко всем народам, ее населяющим. И в стремлении защищать свою Родину, когда ей угрожает опасность. Общество принято разделять на традиционное и современное. В первом случае не надо было формировать у людей чувство патриотизма. Он впитывался с молоком матери. Сейчас такая необходимость существует. Нужно системное воспитание, начиная с дошкольного возраста. Только при таком подходе к делу можно добиться успеха, — подчеркнула Лидия Куракина.
Обсуждение продолжила руководитель МБУ «Культурно-досуговый комплекс» Ирина Мингалишева. Она рассказала о работе, которая ведется в городских ДК в плане патриотического воспитания. Мероприятий много. В их числе — конкурс патриотической песни «Виктория», семейные фестивали, квесты. Налажено тесное взаимодействие с национально-культурными автономиями Сызрани. Как и со школами, которые расположены в тех же районах, где находятся ДК.
На заседании была затронута и тема добровольческого движения. Тем более что в зале присутствовали волонтеры разных возрастов. Одно из направлений их деятельности — уход за могилами участников Великой Отечественной войны на местных кладбищах. Но все ли они известны? Если отсутствуют точные координаты, найти такие захоронения нереально. Между тем они есть. Значит, добровольцам надо взаимодействовать с краеведческим музеем, городским Советом ветеранов, архивом. Сохранение памяти о павших бойцах — немаловажная часть патриотического воспитания.
Как и знание истории. Об этом говорила на заседании учитель СОШ № 14 Надежда Доронина. Она преподает свой предмет, выходя за рамки школьной программы. Ребята не должны думать, что история — нечто скучное, с обязательным заучиванием определенных дат. Для этого педагог использует разные приемы. Например, когда города-герои выступают в роли живых братьев и сестер.
С интересным исследованием познакомила участников заседания преподаватель Сызранского филиала СГЭУ Юлия Тарасова. Опрос, который в разных районах города проводили семь интервьюеров, касался межэтнических отношений. К какой национальности вы себя относите? Что можете сказать о представителях других этносов? Как оцениваете миграционную политику местной власти? Анкетирование показало следующее. Более 70 процентов населения хорошо относятся к представителям других национальностей.
Своим мнением в плане воспитания толерантности как составной части патриотизма поделился Роман Лурда — коллега Юлии Тарасовой. Затем он вернулся к вопросу о важности такого школьного предмета, как история. Педагог назвал учебные заведения, где эту дисциплину, по его мнению, преподают прекрасно, что сразу видно потом по студентам, которые приходят в вуз. К сожалению, есть и другие примеры. Они доказывают: уроков истории в некоторых школах не хватает. Как и музеев боевой славы. А они очень важны. Нельзя недооценивать их значение.
— Мы услышали не отчеты. В выступлениях были обозначены проблемы. Стало понятно, над чем предстоит работать далее, — заключила Галина Романова.