Наталья Клыш мастерит поделки из соломки. Из этого материала выходят золотистые аппликации, фоном которых выступает черный бархат. Сочетание цветов завораживает. Получаются фантастические по красоте панно. Они восхищают, удивляют и требуют… немедленного знакомства с их автором!
Увлечению Натальи Николаевны более 30 лет. С начала июня каждого года она — в поиске: находит в полях нужные сорта соломы. Вернее, находила. Теперь женщина выращивает требуемый вид сырья — гибрид пшеницы и ржи — в своем огороде. В первый месяц лета соломка зеленая, в июле — золотистая, в августе — янтарная. Мастерице нужны все оттенки. Она собирает этот богатый урожай, освобождает его от листочков, разрезает, раскладывает по толщине, длине, степени зрелости. Затем варит в течение часа в кипятке. Потом держит определенное время в воде с уксусом. Сушит. Разрезает на полоски. Проглаживает каждую утюгом. И только тогда приступает к рукоделию.
Впрочем, нет. Заготовки могут долго находиться без применения. Они лежат в коробочках и ждут, когда к их хозяйке придет очередная идея под ручку с вдохновением. Без этой неразлучной парочки ничего не произойдет!
Свои работы Клыш делает целыми сериями. Это цветы, звери, птицы… Характерно: если речь идет о животных, они всегда получаются без капли агрессии. Вы не найдете на панно мастерицы, к примеру, тигра с оскаленной пастью. Или медведя, который встал на дыбы и замахивается когтистой лапой. Звери у Натальи Николаевны получаются милыми, добрыми, улыбающимися. А уж что тогда говорить о цветах! Они нежны, хрупки, прелестны.
Не так давно моя собеседница освоила еще один способ работы с соломкой — плетение. Показала мне эксклюзив: фигурки ангела и павлина.
— Они особенные. Их я никому не смогу подарить. Оставлю у себя. Почему так получилось? Не спрашивайте. Это невозможно объяснить, — улыбается Наталья Николаевна.
Интересуюсь, что подтолкнуло ее заняться новым видом творчества. Ответ банален: Интернет. Увидела работы коллеги из Беларуси и загорелась. Стала смотреть мастер-классы и огорчилась. Во-первых, они оказались платными. Во-вторых, те, кто их проводил, не раскрывали главных секретов.
— Это было непонятно, потому что я, например, ничего не утаиваю. И денег мне не надо. Делюсь тем, что умею, искренне, от души, — говорит Наталья Николаевна.
У нее двое взрослых детей. Дочь живет в Сызрани. А сын — в Санкт-Петербурге. В этом городе Клыш стала частой гостьей. Узнала, что питерцы очень любят котов. Сделала несколько аппликаций и плетенок на данную тему. Показала свои работы знающим людям. И тотчас получила предложение стать членом известного престижного флористического клуба.
— Конечно, было лестно. Но я не согласилась. Возможно, потом подумаю об этом. А пока — нет. Мне и в родном городе дел хватает, — вновь улыбается Наталья Николаевна.
Пересматриваю некоторые ее работы. Белочка на толстой сосновой ветке. Цапля в окружении кувшинок. Полумесяц, плывущий в темном ночном небе. Конечно, соломка — трудоемкий, капризный материал. Но какой он радостный! Уверена: в домах, где появляются произведения Натальи Клыш, прибавляется тепла и света. Потому что ее творения — вовсе не поделки. А лучики счастья, обрамленные авторской любовью.